Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», политолог Федор Лукьянов в беседе с Tert.am отметил, что подписание Арменией соглашения об ассоциации с ЕС ничего не значит, а также отметил, что на практике Армения от этого ничего не получит такого, что изменило бы характер ее существования.
- Господин Лукьянов, в интервью Tert.am директор института стран СНГ Константин Затулин отметил, что выбор Армении в пользу Ассоциации с ЕС означает определенный цивилизационный выбор». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Не означает ли это, что отныне принцип «старшего брата» больше не будет действовать… со всеми вытекающими из этого последствиями?
- Я не согласен с Константином Затулиным, мне кажется, что подписание этого документа, на самом деле, не означает ничего. Европейский союз сейчас совершенно не в том состоянии, чтобы оказывать серьезное содействие и уделять большое внимание странам периферии, к которым относятся все государства Восточного партнерства, в особенности страны Южного Кавказа. Просто у Европейского Союза сейчас совершенно другие приоритеты и совершенно другая повестка дня.
Поэтому, конечно, существует некоторое перетягивание каната, и по инерции некая риторическая конкуренция между Россией и Европой, но к Армении это относится в меньшей степени. В большей степени это относится, например, к Украине, но, тем не менее, эта риторика распространяется на все документы, которые предполагает подписывать ЕС со бывшими советскими республиками.
На практике это не означает ничего, и Армения от этого ничего не получит такого, что изменило бы характер ее существования.
- Бывший посол Российской Федерации в Армении Вячеслав Коваленко в недавнем интервью заявил о том, что в контексте подписания соглашения об Ассоциировании Армении с ЕС «благими намерениями вымощена дорога в ад». По вашему мнению, какой это Ад?
- У Армении свой «Ад», и он никак не связан с подписанием договора с ЕС или с кем-то еще. И как раз этот «Ад», который существует, имею в виду то изолированное и зажатое положение, в котором находится Армения, оно, фактически, означает, что Армения не может участвовать всерьез ни в каких интеграционных проектах, ни с Россией, ни Европой.
- Константин Затулин также отметил, что в вопросе экономических решений будет потерян национальный суверенитет Армении, однако Владимир Путин в своей первой статье 2011г. в контексте Евразийского союза говорил о принципе «и..и», о том, что они свободно могут интегрироваться.
- Это все замечательно, но довольно странно это обсуждать всерьез. Армению ни туда, ни в Евразийский союз никто не приглашает, просто в силу того, что, во-первых, у этих организаций другие приоритеты, во-вторых, Армения находится в столь сложном геополитическом положении, что она реально ни в какой интеграции участвовать не может. Так сложилось, Это реальность, которую, к сожалению, в обозримом будущем не изменится. То, что касается стратегических вопросов, а именно – военно-политического членства Армении в ОДКБ, я думаю, что здесь ничего не может измениться, потому что Россия выступает здесь гарантом безопасности Армении. Никакого другого гаранта у Армении быть не может.
- В армянских политических кругах распространено мнение о том, что продажа Россией оружия было ответом Армении на желание последней вступить в ЕС.
- Я думаю, что это не так примитивно на самом деле. Россия, действительно, пытается проводить очень сложную и тонкую политику на Южном Кавказе, целью которой является поддержание баланса, т.е. залог неприменения силы в этом регионе и вокруг Нагорного Карабаха – это наличие военно-политического баланса. Этот баланс обеспечивается контактами с обеими сторонами, поскольку Армения, в любом случае, является союзников России, перед которым Россия несет обязательства по защите, а те меры, которые предпринимаются в сторону Азербайджана, они призваны сохранить контакты с азербайджанской стороной, поскольку для России важно иметь возможность общаться с этой страной.
- Но как мы можем говорить о балансе, если только военный бюджет Азербайджана равен всему госбюджету Армении? О каком балансе может идти речь?
- Речь об очень простом балансе: в Армении находится Российская военная база, и Россия, по договору, обязана защищать Армению. Это перевешивает все военные бюджеты Азербайджана.
- А если что-то случится в Нагорном Карабахе? Может развернуться конфликт в самом Нагорном Карабахе, но это не будет прямой угрозой Армении. Как же в данном случае поступит Россия?
- Я не знаю, это будет крайне тяжелый вопрос не только для России, но и для всех. Именно поэтому Россия принимает все меры /и военные, и политические, и дипломатические, а также меры по сохранению отношений с обеими сторонами/ на случай, если придется вмешаться и пытаться их остановить.
- Однако, тем не менее, если Армения возьмет курс на ЕС и подпишет договор об ассоциировании, то какие «санкции» может применить в отношении Армении Россия?
- Ну это утопия. Что же, европейский союз будет вмешиваться в ситуацию на Южном Кавказе? Конечно, не будет. Во-первых, это не его профиль, а во-вторых – не его интерес. Так что здесь нужно понимать психологию европейцев. Они хотят здесь присутствовать, но совершенно не хотят ни в чем участвовать, это не касается их интересов. Что касается подписания договора об Ассоциировании, мне кажется, то в реальности он ничего не меняет. То, что Россия будет применять некие меры против Армении, думаю, не будет.
Вообще-то это не главная тема, для России гораздо интереснее то, что будет с Украиной на этом саммите в Вильнюсе. Там вопрос более актуальный, потому что членство Украины в Евразийском экономическом союзе – это вопрос обсуждаемый, в членство Армении, фактически, не обсуждается.
- Армения собирается парафировать это соглашение в Вильнюсе.
- Во-первых, парафирование – это еще не подписание, а во-вторых – соглашение не содержит ничего такого, что бы имело в себе цивилизационный выбор. На мой взгляд, это просто галочка для Евросоюза, поскольку ему надо демонстрировать, что он продолжает работу со странами сопредельных территорий. В реальности, никаких перспектив дальнейшего расширения нет, вообще их почти нет, а касательно Кавказа – об этом стоит забыть лет на 50. Ну а с другой стороны Евросоюзу нужно показывать, что он продолжает быть активной международной силой, ну вот он и показывает.
www.tert.am