История, связанная с трагическим происшествием 13 июля под Подольском, когда груженный щебнем “КамАЗ” протаранил пассажирский автобус, вследствие чего 18 человек погибли и более 30 получили ранения, постепенно перестаёт восприниматься в российском обществе сквозь призму национальной нетерпимости. Эмоции сменяются попыткой осмыслить происшедшее объективно и трезво. Так оценивает текущую ситуацию, связанную с этим страшным ДТП, главным фигурантом которого стал наш соотечественник Грачья Арутюнян, советник Омбудсмена РА по вопросам арестованных и лиц, находящихся в местах заключения, Ерануи Туманянц. По ее мнению, это дает основания рассчитывать на то, что в восприятии событий и людей, имеющих отношение к случившемуся, не возобладает стремление мерить все межнациональным “аршином”.
- По состоянию на данный момент, - отмечает г-жа Туманянц, - мы не видим угрозы перевода вопроса в такую плоскость. В ходе своего экстренного визита в Москву 21-22 июля по делу Арутюняна Государственный защитник прав человека в РА Карен Андреасян ни разу не сталкивался с проявлениями национальной нетерпимости. Российская сторона объективно воспринимает происшедшее, люди понимают, что это был несчастный случай – к великому сожалению, приведший к трагическим последствиям, - а не преднамеренное действие. Осуждается привод Арутюняна в зал суда в женском халате и тапочках, крайне тенденциозное освещение в СМИ.
- А с кем встречался омбудсмен?
- Были встречи с юристами, с Чрезвычайным и Полномочным послом Армении в РФ Олегом Есаяном, с представителями российской армянской общины, в том числе – с руководителем Союза армян России Ара Абрамяном. Отдельные встречи и переговоры состоялись в офисе Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. В ходе встреч обсуждалась сложившаяся ситуация. Как человек, хорошо знакомый с правовой сферой (Карен Андреасян – бывший адвокат – А.Г.), наш омбудсмен дал защитникам Г.Арутюняна свои рекомендации по поводу возможностей выстроить более прочную защиту. Констатировалось, что, хотя сейчас у Арутюняна есть три адвоката, единой линии нет, не хватает взаимодействия. В связи с этим признано целесообразным подключить к работе видного юриста – нашего соотечественника Рубена Маргаряна, хорошо известного в российских правовых кругах. Он возглавит команду защитников Арутюняна.
- Надо полагать, Маргарян уже начал знакомиться с делом? Чего следует ожидать от его подключения?
- Да, он активно изучает весь пакет документов. Полное ознакомление займет, наверное, недели две-три, раньше не управиться. Наша главная задача – добиться того, чтобы судебный процесс был максимально объективным и справедливым.
- На ваш взгляд, возможна ли экстрадиция Арутюняна в Армению? Конечно, до завершения разбирательства и обнародования судебного вердикта это, наверное, не представляется реальным. А потом?
- Да, до официального оглашения приговора говорить об экстрадиции не имеет смысла. После же судебного акта, вступившего в законную силу, дальнейший шаг предстоит сделать Министерству юстиции Армении, поскольку это находится в его компетенции. Нашему Минюсту надо будет обратиться в Министерство юстиции России с ходатайством относительно процедуры экстрадиции осужденного на родину. Необходимый для этого пакет документов может быть подготовлен довольно быстро, учитывая наличие механизмов, регламентирующих взаимодействие наших государств в правовой сфере.
К числу таких механизмов относится, в первую очередь, Конвенция СНГ “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам”, подписанная в Кишиневе 7 октября 2002 года. Эта конвенция явилась продолжением документа с аналогичным названием, принятого в Минске 22 января 1993г.
Конвенция обязывает подписавшие ее государства – участники СНГ пересылать друг другу без документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства и иных лиц, проживающих на его территории. Государства Содружества, участвующие в Минской конвенции, оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий (составление и пересылка документов, проведение экспертизы, допрос сторон, обвиняемых, свидетелей, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, и др.).
Кишиневскую конвенцию подписали тогдашние президенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Украины. Азербайджан подписал Конвенцию с особым мнением, а Украина – с оговорками. Туркменистан и Узбекистан Конвенцию не подписали.
Обнародовать всю информацию, связанную с ДТП под Подольском, в настоящее время, по словам Е.Туманянц, не представляется возможным, поскольку мы имеем дело с тайной следствия. “Однако омбудсмен заверяет, что процесс ведется с соблюдением всех правовых норм,- говорит она.- Продолжают работать эксперты. Для завершения всей экспертизы потребуется, наверное, 2-3 месяца. Думается, этого времени адвокатам должно хватить для консолидации своих рядов и построения прочной и аргументированной защиты”.
“Хамить не надо по телефону!”
Трагедия Грачья Арутюняна, по большому счету – трагедия каждого из нас. Упаси Господь от подобных испытаний, однако в нынешнюю эпоху «рыночного» беспредела никто не застрахован (за исключением, конечно, тех, кто, дорвавшись до престижа и материального благополучия, которые несет с собой власть, ненасытно грабастает всё новые и новые блага, им, окруженным сворами подхалимов, о хлебе насущном беспокоиться нечего, но их и к народу-то причислять неприлично даже) от проблем, способных потрясти семейные устои до сáмого основания. Стремление заработать хоть что-нибудь толкает порой человека на что угодно. И при этом он мало внимания обращает на реалии, существующие и формирующиеся вокруг него. В попытке раздобыть денег для обустройства умершего недавно сына Грачья Арутюнян, ветеран карабахской войны, отправился шоферить в Подмосковье (или, учитывая недавнее солидное расширение Москвы – в Новомосковье), заведомо смирившись со своими птичьими правами. Что и сослужило ему чудовищную службу: не рискнув отказаться от поручения хозяина, он сел за руль неисправного «КамАЗа», наспех собранного из трех других машин. В итоге случилось то, что, наверное, рано или поздно должно было случиться. Сейчас выясняется, что Арутюнян и до того не утруждал себя соблюдением правил дорожного движения (правда, протоколы с фиксацией предыдущих нарушений у следствия до сих пор почему-то не появились). Наверное, надеялся, что пронесет и на сей раз. Не пронесло.
ДТП, фигурантом которого, по жестокому стечению обстоятельств, оказался наш соотечественник, привело к многочисленным человеческим жертвам. Ужасно, двух мнений быть не может. Искренне разделяем скорбь тех, кто потерял родных и близких вследствие этого инцидента. Арутюнян будет, конечно, наказан. И все же не слишком ли быстро и целенаправленно волна народного гнева и карающий меч российской Фемиды обрушились на одного «стрелочника» с нероссийской фамилией? А где же руководство этой транспортной компании, которая эксплуатирует не нормальные грузовики, а откровенное барахло?
В принципе, нет ничего зазорного в оперативном оповещении аудитории о событиях и фактах, которые, считается, наверняка ее заинтересуют. Другое дело, как это порой выполняется. В данном случае резко негативный общественный резонанс вокруг Арутюняна оказался как раз спровоцирован крайне тенденциозными репортажами и сообщениями, прошедшими в те дни в российских СМИ. А «застрельщицей» тут стала корреспондент отдела политики ВГТРК Ольга Скобеева. Со стальными искрами во взгляде, с металлом в голосе – ну прямо валькирия, блин! – она вещала в сюжете “Вестей” канала РТР с арийским отвращением пригвождая к позорному столбу неполноценного «чучмека». В ход пошло всё, вплоть до презрительного грассирования: «Грррррачья» вместо «Грачья», который, оказывается, в ответ на вопросы «только мычал, не поднимая глаз», а его отказ от дачи показаний, мотивированный плохим состоянием здоровья – всего лишь инсценировка для отвода глаз. В общем, в лучших, точнее – в худших традициях «третьего рейха» российскому обывателю впаривались формулировки типа «арменише швайн», и всё такое прочее. Покойный генерал Лебедь говорил, как матерился. А Ольга говорит, как расстреливает. Нынешний эталон российской “государственной журналистики”, видимо.
Не знаю, как Ольга Скобеева в действительности относится к армянам. В конце концов, это – факт ее личной биографии. Но в своем репортаже о Грачья Арутюняне она оказалась в больших неладах с нормами журналистской этики.
Это не осталось без отклика в Армении: критикуешь – критикуй, но изгаляться-то зачем?! На портале change.org был инициирован сбор подписей под петицией к телеканалу «Россия-1» с требованием принести публичные извинения обвиняемому в ДТП под Подольском Грачья Арутюняну. К 25 июля петиция собрала уже около 15 тыс. подписей.
- Благодарю всех, кто поддержал нас,- говорит автор инициативы, житель г.Ванадзора Нарек Степанян.- В репортаже на телеканале «Россия-1» были озвучены некорректные формулировки в адрес водителя «КамАЗа». Автор репортажа, журналистка Ольга Скобеева вела себя подчеркнуто агрессивно, что, думается, непозволительно в журналистской этике. Недопустимо и оскорбительное интонационное подчеркивание национальной принадлежности Г.Арутюняна. В общем, предвзятостей была масса. Пусть извинятся. Сегодня мы отправили подписи руководству телеканала. Ждем официального ответа. Если он поступит, то мы его непременно опубликуем. Еще раз – большое спасибо всем тем, кто был с нами, особенно большое спасибо россиянам за адекватность.
После каждой подписи на адрес телеканала "Россия-1": info@russia.tv автоматически отправлялось электронное письмо. Однако не исключено, что телеканал заблокировал все письма с домена change.org, Поэтому рекомендуется отправлять сообщения с требованием извинений и с личных почтовых ящиков. Примечательный факт: по словам Нарека Степаняна, доступ к видеоматериалу с упомянутым репортажем в интернете: http://bit.ly/15owrcG для пользователей из Армении был закрыт. Тогда кому же он адресован?
Сломать легко, склеить трудно
Дискуссии в различных соцсетях о происшествии под Подольском и о его оценке продолжаются. Приходится констатировать, что далеко не все пользователи реагируют так объективно и взвешенно, как нам, быть может, хотелось бы. К примеру, в сети «Mир Teсен» эпитеты «армяшки», «уроды» «торгаши», «дармоеды» - еще сравнительно мягкие. Ввязываешься в дискуссию, пробуешь образумить. Но через некоторое время обнаруживаешь, что таким существам твои аргументы вовсе не нужны, им противна уже сама твоя фамилия, и потому ты для них изначально виноват, хоть ты тресни. Некто Вячеслав Ежиков договорился даже до такого: «Нам хватает своих уродов, зачем еще эти понаехали?» Обыватель, перекормленный пошлостью и дезинформацией, круглосуточно вываливаемыми на него из бесчисленных медиа-ресурсов, уже не в состоянии анализировать, отделять зерна от плевел. Мурло мещанина коррекции не поддаётся. Вот зомбированию – это запросто. На чем и играют, в своих интересах, разные «режиссеры», «сценаристы» и «продюсеры». А то и «трансплантологи».
И всё же, к счастью, сквозь эту муть прорываются голоса честных людей, искренне обеспокоенных ненормальным перекосом в наших отношениях. Они есть, и они не собираются отмалчиваться.
«Мне все больше и больше становится стыдно за свой русский народ,- пишет, обращаясь к Ольге Скабеевой, петербуржец Андрей Корниенко.- Репортаж, где говорится о трагической аварии в Подольске, Вы вели абсолютно некорректно. Я понимаю конечно, что в 21-м веке надо разными способами вызвать интерес к своей работе, но ,простите, конечно, изобретательно-выразительные средства, которые Вы употребляете, не входят не в какие рамки. Неужели нет обычной журналистской этики и корректности? Или же, ,госпожа Ольга, Вы находитесь под теплым крылом какого-нибудь миллионера, а университетские занятия так и остались для Вас неизученными?
Каким тоном Вы рассказываете о подсудимом? Какое право имеет Скобеева употреблять слово "мычание" , везде подчеркнутым образом напоминать о том ,что водитель был другой национальности? Да будь он узбеком, грузином или евреем – вам-то какая, к черту, разница? Разве от того, что Вы публично оскорбили человека, наша страна станет великой? Унизив подозреваемого, Вы, в первую очередь, упали в глазах своего народа!! Смело могу предположить,что Конституцию РФ Вы госпожа Ольга, не читали.А статью 21 вышеупомянутой "книжечки" Вы уж и подавно не видели!»
Статья 21 Конституции Российской Федерации:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Как зафиксировано в Постановлении КС РФ N 8-П от 28.06.2007г., эти положения «корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
«Фраза о том, - пишет далее Андрей Корниенко, - что данный мужчина боится приговора, звучит абсолютно абсурдно, так как человек воевал за свою родину, он добровольно пошел служить, чтобы защитить своих детей, свою родную землю, в то время, когда Вы еще в школе не учились. Поверьте, что после войны человек, который потерял сына, уже не будет бояться своего приговора, тем более.,если он виновен! (а он однозначно был неправ). Да, человек совершил ошибку, сел за руль неисправной машины. Но, извините, девушка, которой максимум лет 30, не имеет права, даже цитируя, употреблять слово "мычание". Смею заметить, что, когда из-за русского диспетчера в Сочи погибли армяне (их было не 18, а 100), то с их стороны не было такого циничного отношения. Так что будьте добры вести репортажи в нормальной форме, не представляйте мой народ с худшей стороны!»
A Aнна Иничкина из Краснодара высказалась лаконично, но не менее выразительно: “Она (Ольга Скобеева – А.Г.) не комментирует – она проклинает. Зачем вы так?”
И вправду – зачем?
.
Ашот Гарегинян