Подорожало электричество – подорожает и расход на холодильник. Значит, подорожают яйца. А зимой подорожают из-за газа, которым топят птичники. Но зимы еще нет. А если дело пока только в холодильнике, почему тогда дорожают только яйца, а не мороженое? И почему в овощных лавках снова появились лишние домашние яйца? И, наконец, зачем птицефабрикам повышать цену летом, в самый неподходящий момент?
Главная проблема птицефабрик – слабый бренд. Если в магазине будут яйца только одной фабрики, ничего страшного. Яйцо – оно и есть яйцо. А значит, решает уже магазин: у кого покупать, а у кого нет. Другое дело – кока-кола, которую не променяешь на местную газировку. Экспедиторы колы это хорошо понимают, как грустно заметил финдиректор одной из птицефабрик, «открывают двери магазинов ногой». Именно потому, что любому магазину нужна кола. Не будет ее – покупатели тебя просто не поймут. Такого бренда у яиц нет. А значит, птицефабрики повысят цену только в крайнем случае, чтобы не проиграть конкуренцию за магазины.
Фабрики вынужденно повысили бы цену после подорожания корма (в себестоимости яиц он составляет около 70%). Но в России и на Украине урожай и запасы кукурузы пока выше, чем осенью 2012 года. А по прогнозу министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, экспорт пшеницы в сельскохозяйственном сезоне 2013 – 14 гг. составит около 15 млн. т. в сравнении с 11 млн. в 2012 г. С кормом тоже, кажется, все в порядке. В чем же тогда проблема?
А ко всему этому, когда в прошлом году яиц на рынке оказалось в избытке, магазины получили полный карт-бланш. Непроданный товар возвращался обратно уже через 10 – 12 дней, хотя по ГОСТу срок хранения – 25.
Вопрос, возможно, в том, что из-за перепроизводства фабрики решили сократить поголовье кур. Такое мнение выразил в беседе с Новости Армении – NEWS.am председатель Союза птицеводов Армении Сергей Степанян. Весной этого года фабрики не пополнили свое поголовье несушек молодняком, который сейчас уже должен был вступить в период яйценоскости. А это грозит нам новым дефицитом яиц. Проблема в том, что этот порочный цикл (из жары в холод и обратно) повторяется раз в несколько лет. В один год становится меньше корма, который дорожает. На другой год корма хватает, и поголовье начинают увеличивать. А на третий получают столько яиц, сколько рынок не «переваривает». Вот и образуется перепроизводство в 120 – 150 млн. фабричных и как минимум 40 – 50 млн. крестьянских яиц.
По мнению Степаняна, Правительство может содействовать производителям двумя способами. «Можно создать стабилизационные запасы кормов – как для птицеводов, так и для скотоводов. В неблагополучные годы оттуда можно будет закупать корм по стабильной цене», - отметил он.
Второй вариант Союз предложил еще несколько лет назад – завод по производству яичного порошка и пастеризованного меланжа. Рынок реализации – пищевая промышленность, ведь яйца и яичные продукты используются почти везде: хлебопродуктах, колбасных изделиях, мороженом, даже ликере.
«В конце 2010 года на предыдущей волне дефицита яиц наш союз обратился в Правительство, отметив, что строительство такого завода обойдется меньше чем в $1 млн. Мы предлагали вклад в 50/50 от государства и птицефабрик. А через 2 – 3 года мы выкупили бы у государства его долю», - пояснил Степанян.
Что же, если сумма так невелика, почему бы фабрикам самим ее не найти? «Если помните, в 2009 году в Армении сельхозпроизводство начало облагаться НДС. Это резко уменьшило оборотные средства фабрик», - сказал Степанян. Так что птицеводы ждут беспроцентного кредита на 2 – 3 года, который потом обещают возместить.
Производителям желаем успеха, а нам, потребителям – терпения.
Подготовил Арам Гарегинян, Новости Армении - NEWS.am