Интервью главы Центра региональных исследований, аналитика Ричарда Киракосяна информагентству АрмИнфо.
- Г-н Киракосян, хотелось бы узнать Ваше мнение касательно двух интеграционных союзов стоящих перед Арменией, положительные и отрицательные стороны каждого из них?Что теряет Армения отказавшись от Ассоциативного соглашения?
- Говоря о Таможенном союзе, могу сказать, что положительным элементом вступления Армении в ТС является то, что оно усиливает армяно-российское сотрудничество, вновь подтверждает доверие возложенное на Армению со стороны России и усиливает позиции Армении в рамках СНГ. Вместе с тем, оно укрепляет отношения с Казахстаном и с Беларусью. Но темнее менее, все надежды Армении связанные с ТС, положительные стороны данного интеграционного проекта пока еще размыты. Если коснемся конкретно экономической сферы – то у Армении будут потери, и они в основном коснутся торговых тарифов и цен в общем. Для Евросоюза потеря ТС рассматривается как большая потеря. Армения могла иметь возможность проникнуть на более большой рынок. Кроме того, за последние два года экспорт армянской продукции на европейский рынок в два раза превышал экспорт продукции в страны Таможенного союза. И в конце концов, ТС не предлагает ничего нового Армении, т.е. продолжают действовать старые правила, которые защищают интересы армянских олигархов и ослабляют экономические реформы. Более того, данными действиями закрывается дверь, которая позволила бы осуществить более крупные европейские инвестиции в Армении. И это только лишь экономическая сторона вопроса. И тот метод, которым было принято решение войти в ТС сам по себе ослабляет Армению, так как после принятия данного решения ЕС по другому воспринимает Армению, выставляя ее ненадежным, и менее конкурентным партнером для европейских стран.
- Исходя из того, что Вы сказали, можно ли предположить, что ЕС сократит количество программ реализуемых в Армении?
- Некоторые из них уже прекращены. К примеру, 2 недели назад я был в Брюсселе, а до этого я встретился с Еврокомиссаром Штефаном Фюле в Армении. После того, как Армения решила вступить в ТС, Евросоюз уже принял решение о сокращении ряда программ. Все средства, которые предусматривались направить в правительство Армении для реализации соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли прекращены. Речь идет о нескольких миллионах евро. И в ходе всего подготовительного процесса подписания ассоциативного соглашения парламент Армении получал эти средства для осуществления реформ, то есть для нашего правительства это большая финансовая потеря. Кроме прекращения финансирования, в дальнейшем все средства, которые Европейский союз решит предоставить Армении, будут представлены уже не правительству РА, а гражданскому обществу.
- Правящая партия Армении утверждает, что решение о вступлении в ТС исходит из национальной безопасности страны. Насколько это обоснованно, особенно если учесть, что та же Россия продает оружие Азербайджану, а один из членов ТС, Казахстан, требует незамедлительного закрытия границ с Нагорным Карабахом?
- Я не согласен с точкой зрения, что Армения интегрируется в ТС исходя из вопросов национальной безопасности по двум причинам. Во-первых, соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, так же как и Ассоциативное соглашение никогда не включали в себя вопросов связанных с безопасностью. Более того, эти соглашения никогда не представлялись как вызов или угроза армяно-российским отношениям. Во-вторых – все это представляется ни как вопрос безопасности, а наоборот демонстрирует уязвимость Армении, на фоне того, что Россия выступает партнером № 1 по поставкам вооружения Азербайджану, а Казахстан защищает ее территориальную целостность. Более того данное решение говорит о наличии более глубоких проблем. Это демонстрирует отсутствие равноправия в отношениях между Арменией и Россией, т.е. Россия не проявляет равного и уважительного отношения к Армении. Конечно, армяно-российские отношения очень важны и они должны продолжать развиваться, а моя критика больше касается отсутствия в них равноправия. Правящая партия Армении, в свою очередь, пытаясь оправдать данное решение, приводит в пример фактор национальной безопасности, но это пустое, не имеющее под собой никаких аргументов объяснение. Данные заявления так же связанны с тем, что решение было принято неожиданно, правящая партия пытается найти оправдание и объяснение ему. Вместе с тем, многие люди говорят о драматическом изменение политического курса Армении, и это конечно соответствует действительности. Но есть еще одно обстоятельство - это внезапное изменение в первую очередь имело место в Москве, и лишь потом в Ереване, т. е. в первую очередь изменению претерпела российская политика. И именно по этому Армения 3,5 года вела переговоры с ЕС и Россия не была против, и лишь недавно официальная Москва подвела черту. Но Армения в данном случаи является лишь жертвой. В действительности же данные шаги были направлены против Украины, а не против Армении и именно по этому в ходе встречи Сержа Саргсяна и Владимира Путина не был обсужден вопрос о том, что Армения должна присоединиться к ТС. Основной целью данного решения было заставить Армению сказать «нет» ЕС, а не «да» ТС.
- Чего можно ожидать от Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», двери в Европу будут окончательно закрыты для Армении или же будет разработана новая концепция сотрудничества?
- Армения от Вильнюсского саммита может ожидать лишь одного - позора. Позор будет заключаться в том, насколько легко она сдалась России. Данное решение - стратегическая ошибка и потерянная возможность. Но давайте будем наблюдать за тем, что будет дальше. В настоящем мы готовимся создать новые правовые аспекты для сотрудничества с ЕС, и именно это является причиной того, что Евросоюз несмотря на разочарование заявил о готовности продолжать сотрудничество. Новый правовой документ будет стоять из 6 или 7 пунктов. В данном случае, для Армении приоритетными будут три пункта, в частности, мобильность или упрощение визового режима, образование и сотрудничество в отдельных сферах, т.е. финансирование будет продолжено, но будет направленно в отдельно взятые сферы. Кроме этих трех пунктов выгодных Армении, есть еще четыре пункта. Три из них - это борьба с коррупцией, верховенство закона, защита прав человека. Здесь существует два важных фактора, во-первых, для Вильнюсского саммита этот документ не будет готов, но это достаточно реалистично, поскольку правительство Армении пока еще желает сохранять отношения с ЕС. Но правительство Армении не осознает тот факт, что контекст сотрудничество претерпел достаточно серьезные изменения, т.е. новый уровень сотрудничества будет акцентирован на самых слабых пунктах сотрудничества Армения-ЕС. Иначе сказать в Ассоциативном соглашении, от которого Армения отказалась, были три пункта, в частности, борьба с коррупцией, верховенства закона, защита прав человека, но они были более слабо выражены, и в тысячастраничном документе занимали всего лишь несколько пунктов, и теперь они будут выдвинуты на первый план. Правительству Армении будут выдвинуты новые требования, и будет проводится более тщательный мониторинг его работы по исполнению данных пунктов. От Армении будут требовать более высоких стандартов. Но я не уверен, что правительство Армении действительно осознает данные последствия. Есть еще очень важное политическое замечание – 3,5 года ЕС было очень счастлив и положительно оценивал переговорный процесс между Арменией и ЕС, а в настоящем он считает, что Армения отвернулась от Евросоюза, и это означает, что они начнут сотрудничать не с правящей партией и правительством РА, а с оппозицией.
- На дискуссии на тему нормализации армяно-турецких отношений и открытия границы между двумя государствами в Европарламенте вы отметили, что армяно-турецкое сближение было единственным положительным процессом в регионе, на осуществление которого дали согласие все крупные международные игроки, в том числе Россия. Протоколы все еще находятся в повестке дня парламентов двух стран. Возможно ли начало нового процесса между Анкарой и Ереваном или же об этом следует говорить исключительно в прошедшем времени?
- В настоящем данный вопрос касается Турции, а не Армении, которая сделала все от нее зависящее для нормализации армяно-турецких отношений. Сейчас все ждут действий от Турции, и этот вызов и весь груз ответственности лежат на плечах Турции. Примечательно, то, что мнение Вашингтона, Брюсселя и Москвы в этом вопросе совпадает, они все согласны с тем, что Турция остановила данные действия и лишь она сама в состоянии решить когда желает вернуться к этому вопросу. В тоже время мы можем сказать, что два этих протокола уже мертвы и они никогда не будут возвращены. Но сейчас протекает другой процесс, когда пытаются привлечь к жизни пункты, включенные в протоколы без протокольного формата. И эта новая стратегия касается открытия границ и установления дипломатических отношений. Это один из тех вопросов, где я защищаю позицию властей Армении 100%. И именно благодаря этому вопросу Армения смогла усилить свое стратегическую важность и углубить дипотношения.
- Можно ли предполагать, что к 2015 году, к 100 – летию Геноцида армян, Турция вновь внесет в оборот данные протоколы, для создания иллюзии улучшения отношений?
- Мы должны ожидать, что Турция вернется к нормализации отношений до 2015 года, и фактически проблема Геноцида является больше проблемой для Турции, нежели для Армении. Вместе с тем это связано и с моральным давлением и с давлением как таковым оказываемым на официальную Анкару. Мы должны ожидать, что Турция вернется к нормализации отношение в ближайшие два года. Для того, чтобы они зафиксировали хоть какой то прогресс до 2015 года. Но я уверен, что Армения сейчас на более привилегированной позиции, чем ранее, и действия официальной Анкары, направленные на обвинение Еревана в нечестности или попытки обмануть международное сообщество провалятся. И в этом контексте могу отметить, что вся ответственность сейчас лежит на плечах Турции. Интересно и то, что Россия до сих пор позволяет протекать процессу по нормализации армяно-турецких отношений. Примечательно и то, что нормализация армяно-турецких отношений не является инициативой Запада и учитывая это обстоятельство, все это можно считать более реалистичным. Более того, самой большой жертвой нормализации армяно-турецких отношений стал Азербайджан у которого разладились отношения с Анкарой. Турция разочарована, тем, что все инициативы в ее региональной политике ограничиваются вето со стороны Азербайджана. Другими словами, несколько лет назад в вопросе протоколов проблема была не в Анкаре или Ереване, а она была в Баку. Турция совершила ошибку, недооценив роль Азербайджана. В тоже время и во внешнеполитическом ведомстве Турции разочарованы тем, что Азербайджан обладает большей силой, чем они предполагали. Интересно и то, что Россия воспользовалось создавшимся напряжением в турецко-азербайджанских отношениях, и улучшила российско-азербайджанские отношения. Мы видим, что Турция больше не является самым крупным военным партнеров Азербайджана это инициативу перехватила Россия, что в свою очередь должно насторожить Армению. И это не новость в 90-ых годах прошлого столетия Армения победила в нагорно-карабахской войне не благодаря России, а вопреки ей.
- Вы считаете, что становясь членом Таможенного союза, Армения не ограничивает возможности нормализации отношений с Турцией, в вопросах безопасности или внешней политики. Раскроете скобки, что вы имели в виду, заявив об этом в Европарламенте?
- Хотел бы уточнить, после решения Армении вступить в ТС, ее возможности с ЕС в какой-то мере ограничатся, иными словами дверь закрыта, но она не заперта, т.е. оно ограничивает возможности Армении, но кое-какие варианты пока еще есть. Самое большое изменение заключается в том, что до сих пор ЕС на прямую вел переговоры с Арменией, но сейчас есть два новых развития, во-первых , ЕС начнет вести переговоры с Арменией как с потенциальным членом ТС, или же может случится так, что Евросоюз начнет вести переговоры с ТС. Возможно, что Брюссель будет вести переговоры по вопросам касающимся Армении с Москвой, а не с ней самой.
Во-вторых - Турция и Азербайджан будут вести переговоры с Москвой по вопросам касающимся Армении, что еще более опасно.
- Исходя из выше сказанного, можно ли предполагать, что таким образом Армения теряет свою независимость и возможность самостоятельно решать свою судьбу?
- Несомненно, это так. Более того, сейчас будет еще труднее приобрести суверенитет и самостоятельность. И реальная проблема на много серьезнее, чем само решение. И то, каким образом было принято данное решение, выявляет наличие более серьезной проблемы. Решение было принято, после небольшого анализа его последствий и это решение, принятое правительством Армении отразится на нескольких поколениях. Оно содержит в себе мало логики и в этом заключается вся проблема и именно поэтому я настаиваю на том, что это является проявлением слабости Армении, а не ее силы.
- Какова Ваша позиция о намерении осуществить конституционные реформы и каковые ее истинные цели, не является ли это попыткой со стороны Сержа Саргсяна обезопасить свою власть?
- Еще очень рано об этом говорить, данные конституционные реформы пока не предложены и соответственно нельзя их критиковать или же поддерживать, но по-моему личному мнению – это не является попыткой продлить власть Саргсяна. Я полагаю это не будет работать по двум причинам. Во первых- впервые за всю историю Армении борьба развернулась внутри правящей партии. Во-вторых – Саргсян выступает в роли «последнего из Магиканов», т.е. он последний представитель нагорно-карабахской элиты, который приходили к власти. Сейчас мы находимся на переходном этапе и следующий глава государства будет более молодой, и будет придерживаться совсем иных политических взглядов. Не думаю, что в сложившейся ситуации существующая система продолжит функционировать и в дальнейшем.
- К чему может привести гражданское недовольство в республике на фоне повсеместного подорожания жизни. Можно ли ожидать социального бунта в республике с наступлением холодов, ввиду поднятия цен на газ и свет и беспорядочного роста цен на продукты?
- За последний год мы уже стали свидетелями данной активности. С течением времени гражданская активность увеличивается, а безразличие к протекающим в республике процессам снижается. И есть несколько элементов, которые содействуют этому, в частности, структурный сбой в результате которого, 1/3 населения находится за чертой бедности, второе – большое разделение между распределением прибыли, когда олигархи очень быстро обогащаются, и нет никакого инструмента, который бы регулировал их ненасытный аппетит. И при таком раскладе для общества олигархи выступают в роли предателей и несут в себе самую большую угрозу для государства. В третьих – люди больше не идут на уступки. В настоящем мы видим гражданскую активность, которая относится к таким сферам, как экология, пересмотру городских строений, цен на транспорт. Примечательно и то, что активность граждан все больше растет, и это связано с тем, что люди, которые видят угрозу в этой активности, применяют насильственные действия в отношении активистов. И последние нападения на активистов, были неожиданны и имели колоссальное влияние, они опозорили правительство Армении на международной арене. Это так же свидетельствует о некомпетентности руководителей правоохранительных органов в подобных ситуациях. И последние нападения на активистов показали, что никто не защищен от подобных действий.
- Спасибо г-н Киракосян за интересное интервью.
.
Марианна Мкртчян, АрмИнфо