Новая инициатива московского правительства - готовится "свод правил" для приезжих. По сообщением СМИ, в рекомендациях будет содержаться запрет на ношение национальных одежд, в общественных местах говорить можно будет только на русском, а из школ, по данным "Эха Москвы", будут изыматься этнокомпоненты - изучать язык можно будет в досуговых учреждениях. Представители еврейской, осетинской, армянской, абхазской национальностей высказали свое мнение K2K. А так же мы узнали мнение эксперта.
Главный редактор BFM.ru Антон Носик: Я думаю, что эту информацию нужно проверить тщательнее. Ведь правительство Москвы может повлиять на санитарные условия, в которых содержатся гастарбайтеры, да и на весь Роспотребнадзор в целом и подобные инстанции. Но чтобы приказать всем говорить на русском языке? Здесь, похоже, придется разбираться прокуратуре по 282-ой.
Президент Союза диаспор России Вартан Мушегян: Это все полумеры. Какой кодекс? Это несерьезно и говорит только о том, что никакой работы у правительства, связанной с межнациональными отношениями не ведется. Вот вам наглядный пример. Если правительство хочет, чтобы была терпимость, - в образовательный цикл нужно вносить некие предметы, серьезно заниматься этим – не один день. Кто этот кодекс будет читать? Хам будет хамить так же, как хамил. Человек, ущемленный в своих правах, так же будет ущемляться. Эти вопросы должны решаться законодательно. А что касается всех этих полумер, это все пиар-акции больше. Не солидно. Как в пионерлагере: "Дети, надо быть послушными". Вот я гражданин России, но при этом не русский. Как мне одеваться тогда?
А диаспоры, конечно, не согласятся с этим документом. Может, это чисто провокационное предложение, что сейчас распространено. Все, чем сейчас занимается московское правительство, не соотносится с программной деятельностью. Сколько программ по толерантности и межэтническим отношениям было запланировано, сколько слушалось этих программ. Все сказали: "Одобрямс", - "программа государственной политики межнациональных отношений города Москвы": школы, образование, СМИ, - но кто следует этой программе? Она не дала ни одного результата – мы проводили серьезный мониторинг. Ветерок прошуршал, и то какое-то ощущение.
Давайте исходить из фактов: по скрупулезному мониторингу Московского бюро по правам человека Москва постоянно на первом месте – половина убийств на национальной почве в России совершается в Москве, треть – в Петербурге. Москва – мегаполис, здесь не все видно.
Серьезно нужно отнестись к образованию – внести предметы как история народов России. По православию предмет внесли, а историю религий – нет. Здесь же не делается ровным счетом ничего, несмотря на множество межнациональных проектов, которые мы предлагаем правительству.
Председатель Московской осетинской общины Валерий Каболов: Этот документ не примут. Вряд ли это удастся. Вот кодекс москвича – это хорошая вещь, она должна содержать этические нормы поведения москвича, но не коим образом не ограничивать права и свободы представителей других народов и гостей столицы. Не может быть того, чтобы в правительстве Москвы зрели такие вот идеи по определению. Это может быть пиар-акции. Министерство по национальной политики ликвидировали, при этом в Москве существует стройная национальная политика. Есть дом национальностей, есть подразделения в правительстве. Я не слышал, чтобы такого рода вещи имели место быть.
Москвич- это неоднородная масса, а представитель разных культур, национальностей, религий. Где бы осетин не находился, он все равно будет оставаться осетином. И все атрибуты моей национальности я буду беречь и передавать из поколения в поколение столько, сколько смогу. Моя позиция не изменится от того, будет ли национальная политика или не будет. В стране есть Конституция. А этот документ этот будет носить чисто декларативный характер.
Председатель комитета по обороне и национальной безопасности республики Абхазия Гарик Саманба: Я не думаю, что такой вот кодекс будет принят. Москва – это столица бывшего СССР, мы привыкли, что всегда туда ездим, считаем Москву и своей столицей. Каждый может разговаривать на своем языке. И на русском мы говорим и будем разговаривать. Ограничивать эту демократичность, этот выбор невозможно. Вот в Европе, в Германии, когда я приезжаю, мы говорим на своем языке, никто на это не обращает внимания. Тот, кто хочет здесь жить, работать, тот будет стараться говорить на русском языке. Это естественно. И я надеюсь, что такой кодекс не будет принят. Я, конечно, против этого.
Директор Центра межнационального образования Елена Омельченко: Намерение интересное и положительное. Мы этим тоже давно занимаемся: люди, которые приезжают в Москву, обязаны знать и соблюдать правила и нормы, которые приняты здесь. Другое дело – как это осуществить.
Жители Москвы – представители самых разных этнических групп. С какой стати они не должны говорить на своем языке? У нас есть право на сохранение родного языка. Как определить эту зыбкую грань между тем, когда разговор на родном языке – проявление своего права, и между тем, когда он начинает раздражать окружающих? Это очень сложно. Что касается национальной одежды, даже среди молодежи популярен сейчас стиль этнической одежды. Если я надену рубашку с украинской вышивкой, купленную в бутике, я буду носить украинскую одежду?
Я пока не очень представляю, как будет выглядеть этот кодекс. То, за что я действительно бы выступала, так это за то, чтобы были действительно сформулированы нормы московского общежития. Это то, о чем много говорят, но это нигде не записано. Что чаще всего раздражает жителей Москвы: к примеру, в трамвай заходит группа вызывающих молодых людей в черном, очень громко разговаривающих на непонятном языке. Не важно, на каком. Если на родном, это лишь настораживает людей еще больше. Это определенные нормы поведения. Как москвичи, так и мигранты могут их соблюдать или не соблюдать. Кодекс какой-то может быть. У нас есть административный. А здесь должен быть кодекс больше морального права. Но обязать его принять? Требовать от людей того, чего мы сами не можем соблюсти порой?
http://www.k2kapital.com/