Известны два метода погашения недовольства в обществе. В прошлом году, если помните, у нас один скандал сменялся другим. Цены на газ, попытки повышения транспортных тарифов, события в Горисе, трагические события в "Арснакаре" (они произошли в позапрошлом году, но шлейф протянулся куда дальше) и т.д. Словом, скандалов была масса, и они накапливались. Вообще в мире все правительства в подобных ситуациях прибегают к двум способам их разрулирования. Когда много скандалов, начинаются увольнения, возможно, даже судебные расследования. В России так было с "делом Сердюкова". В Турции сегодня идет серьезный процесс, связанный с необходимостью разрулить коррупционные скандалы, – как-никак Эрдогану надо идти на выборы, подобные скандалы ему совсем не на руку, и самое время устраивать разбор полетов, снимая людей с должностей. Либо же есть другой метод, к которому тоже прибегают: чтобы замять один скандал, раздувают другой.
- Это то, что постоянно происходит в Армении. Кажется, в нашей реальности используется только второй метод…
- Вот именно. Но при таком раскладе, когда один скандал сменяется другим, возникает обманчивое впечатление, что о старом скандале общество забыло. Между тем недовольство накапливается в кумулятивном процессе, который сегодня происходит в Армении. Кумуляция недовольства уже дошла до такой степени, что от малейшей вспышки может начаться большой бунт. Потому я и утверждаю, что мы сидим на бомбе. Повторюсь: у нас 2 миллиона необеспеченных и малообеспеченных граждан, нарастающее недовольство, не спадающее на протяжении уже 2 лет, и скандал за скандалом…
- Недавно один из отечественных социологов употребил весьма непонятный термин "рыночная демократия", сказав, что мы идем именно по этому пути: кто не работает, то не ест. А по-моему, в Армении как раз все с точностью до наоборот. Большинство людей, работающих и живущих на зарплату, не способны нормально прокормиться.
- Потому что зарплаты настолько низкие, что не способны полноценно прокормить. И многие люди, эмигрирующие из Армении, уезжают вовсе не потому, что они безработные, а потому, что недостаточно зарабатывают, чтобы жить по-человечески. Обратите внимание: напряженность в обществе постоянно росла. Парламентские выборы, президентские, потом выборы авагани, мэра Еревана – сколько выборов было перед обществом в прошедшие полтора года. В результате накопился огромный потенциал недовольства. На 2014 год можно прогнозировать только взрывоопасную ситуацию – взрывоопасную не в плане возможности войны, а в плане потенциальных бунтов, неповиновения и т.д. Не дай бог будут погромы магазинов, голодные бунты – все возможно. Потому что Рубикон мы перешли. Количество необеспеченного населения зашкаливает за все мыслимые пределы. То есть каждый второй уже может высказать свое недовольство уже действием – не просто словами, руганью, а участием в массовых беспорядках.
- Что мы имеем на данный момент?
- На данный момент правительство проигрывает оппозиции в том плане, что на вопросы и критику, выдвигаемые оппозицией по крайней мере с парламентской трибуны, власть не дает достаточно убедительного, исчерпывающего объяснения. Все они провисают – и объяснения по газу, и офшорные истории, и т.д. Объяснения власти никого, увы, не убеждают, причем это касается не только оппозиции, но и населения. К сожалению, напрашивается только один вывод: кадровый ресурс, кадровый потенциал правительства сейчас даже слабее в плане профессионального уровня, чем у оппозиции. Потому что власть не может объяснить свои действия более или менее разумно, убедительно. Чтобы мы сказали: да, другого пути действительно не было, поэтому решения именно таковы, каковы они есть.
- А может, суть в том, что власть просто не желает утруждать себя объяснениями?
- Тоже фактор, конечно. И это в свою очередь следствие одного и того же явления - однопартийной властной системы. То же самое мы имели при коммунистах, когда власть не обязана была ничего объяснять. То, что имеет место быть сейчас, – это фактически ремикс коммунистического управления. Одна партия представлена сильно во всех ветвях власти, настолько сильно, чтобы одна ветвь не могла контролировать и балансировать другую. Исполнительная не может контролировать законодательную, законодательная вообще не имеет никаких рычагов контролировать исполнительную, а судебная полностью висит на "телефонном праве". И получается, что никакого контроля внутри этой системы, никакого разделения властей реально нет, потому что реально управляет одна партия. Вся беда оттого, что политическое поле действительно не состоялось. Мы имеем такую же картину, как при Компартии. Вступали в Компартию, чтобы занять какой-либо, какой угодно пост, и все контролировалось из одного партийного центра. Сейчас то же самое. Республиканская партия во всех ветвях власти, и, естественно, сама себя наказывать, бичевать и критиковать она точно не будет.
- То есть перемены к лучшему могут быть только при условии перемены в подходах к кадровой политике…
- Конечно. Кадры надо выбирать не сугубо по партийному признаку. Кстати, стоит учесть и то, что Армения - небольшая страна, населения не так уж много. Стало быть, нет столько профессионалов, чтобы только из одной партии можно было заполнять все важные, ключевые должности в государстве. Происходящее – просто недальнозоркость власти, которая считает, что кадры надо набирать из одной партии, дабы была личная преданность партии и ее руководителю. На самом же деле есть много толковых, могущих принести пользу стране профессионалов, не принадлежащих к РПА. Так что с того? Мы не Россия. В России более 140 миллионов населения. Там "Единая Россия" может набрать 2 миллиона. А у нашей власти такого ресурса нет, чтобы из членов одной партии набрать правительство, судебную власть, парламент, не говоря уже о всяких там управлениях, комитетах, вплоть до сельсоветов в районах. Ну не может у одной партии быть такое количество толковых профессионалов – это невозможно по определению. Принцип партийного набора губит все. Толковые люди остаются за пределами управления, и управление страдает. И второе: наша власть так и не научилась говорить с населением. Нет у власти диалога с народом, нет стремления говорить с населением, объяснять ему шаги правительства. Еще Платон писал: "Власть, которая не пользуется доверием населения, обречена на провал". Этой фразе 2000 с лишним лет. Неужели надо повторять ошибки каждый год снова и снова? Останутся позади новогодние хлопоты, холод - и что дальше? Ситуация, повторюсь, взрывоопасна. Продолжать делать вид, что ничего не происходит, все хорошо – значит работать на провал. Если так пойдет и дальше, мы можем, не дай бог, испытать "арабскую весну" у себя на южнокавказской территории. Неконтролируемый бунт, подавляемый только газовыми шашками и пулями… Но это уже гражданская война, катастрофа…
- Не говоря о том, что найдется немало внешних сил, которые захотят подогреть ситуацию.
- Обязательно. С большим удовольствием. Они и финансировать будут, и подогревать, и посылать инструкторов, если надо. Турция и Азербайджан - что им нужно? Чтобы изнутри Армения ослабла. Это же очевидно. Нам нужны единство и консолидация общества, нужны незамедлительно, сейчас, сегодня, а не когда-нибудь.
- Каждый год мы говорим одно и то же…
- Да, каждый год мы говорим, но идет процесс накопления, а это опасно. Недовольство растет как снежный ком, и напряжение не спадает. Могли бы быть хоть какие-то колебания. Скажем, в один год люди очень недовольны, потом становится получше. Но такого нет. Процесс накопления идет только в сторону недовольства. Причем власти сами подливают масла в огонь – на дрова, на которых сидят.
- Ну, конечно, лишая людей пособия по безработице, не обеспечивая при этом рабочих мест и параллельно поднимая в разы депутатские пенсии, огонь не потушишь…
- Еще бы. Говорят те, кто недоволен, уезжают. У правительства есть такая концепция, что если недовольные уезжают, то их в стране остается меньше. Но на самом деле это не так. Речь ведь здесь не о финансах, не об арифметике. Недовольный уезжает и порцию недовольства увозит с собой – это правда. Но недовольство еще больше растет среди тех, кто остается. Потому что члены их семей покинули Армению в полном разочаровании. Тут работают социально-психологические механизмы. Считать, что миграция хороша отъездом недовольных – абсурд. Внутри-то напряжение растет. Людей становится меньше, но недовольных – больше. И еще один фактор власть не учитывает. Мир изменился радикально. Это не тот мир, который был 10-20 лет назад или при коммунистах. Сейчас есть интернет, новое свободное пространство, есть поколение, родившееся после 1990 года. Это люди, которые в советские школы не ходили и никаким КГБ их никто не пугал. Это поколение, которое хочет жить в стране хорошо, свободно и удобно. И оно свое недовольство выражает через социальные сети, организует протестные митинги, пикеты и т.д.
Зара Геворкян, "Голос Армении"