Новости Армении – NEWS.am со значительными сокращениями приводит статью старшего научного сотрудника в программе внешней политики Брукингского института в Вашингтоне Кемаля Киришджи и научного сотрудника того же института Роба Кина, опубликованную в «The National Interest»:
Окончательное заключение на прошлой неделе соглашения между Ираном и шестью ведущими державами, стремящимися предотвратить получение Ираном ядерного оружия, представляет собой крупную победу для международной дипломатии и обещает значительные выгоды для соседей Ирана, особенно Турции.
Турция является одним из главных игроков, заинтересованных в соглашении, заключенном в Женеве 24 ноября 2013 года, технические детали которого были окончательно приняты в минувшее воскресенье. Против войны в Ираке почти повсеместно выступали в Турции, поскольку она вызвала значительные затраты для экономики страны. Никто в Турции не хочет увидеть повторения событий 2003–2011 годов или санкций, которые были введены в отношении Ирака во время правления Саддама Хусейна в 1990-е годы.
Война в Ираке и предшествовавший режим санкций были особенно непопулярны из-за их ограничений на торговлю Турции с Ираком и более высоких цен на нефть и газ вследствие этого. Иран же – еще больший торговый партнер для Турции, чем Ирак, а также является важным источником энергии. У Турции крупный торговый дефицит с Ираном, который она уже давно пытается преодолеть за счет расширения экспорта, чему мешает текущий режим санкций. Многие турецкие компании сильно пострадали от строгих санкций, наложенных на Иран со стороны США и Европейского Союза. Кроме того, Турция уже давно выступала против односторонних санкций ЕС и США, которые выходят за рамки разрешенных Организацией Объединенных Наций, а также утверждала, что эти санкции непропорционально наказывают рядовых граждан и накладывают несправедливое бремя на соседей Ирана. Перспектива же облегчения санкций – это хорошая новость не только для Ирана, но и для Турции.
Тем не менее, хотя руководство Турции быстро признало женевское соглашение победой для дипломатии и стабильности в регионе, долгосрочные последствия любого международного соглашения по ядерной программе Ирана не сулят ничего хорошего для Турции. Хотя Турция и Иран являются соседями и торговыми партнерами, они также являются стратегическими соперниками и были таковыми в течение более пятисот лет – со времен османцев и Сефевидов. Сегодня же от Ливана до Ирака, от Сирии до стран Персидского залива Турция и Иран, как часто оказывается, поддерживают конкурирующие стороны. Если в результате этого дипломатического соглашения Иран нормализует отношения с Западом и особенно с США, то лидерским устремлениям и престижу Турции на Ближнем Востоке может быть брошен серьезный вызов Ираном.
Пожалуй, наиболее сложной перспективой для Турции является более широкое сближение между Ираном и Западом, особенно с США, хотя это и маловероятно. Эта возможность на данный момент кажется отдаленной. Президент Обама, выступая на форуме в начале декабря, сказал, что шансы достичь общего соглашения оцениваются «менее чем в пятьдесят процентов». Тем не менее, некоторые аналитики, такие как бывший советник Обамы по внешней политике Вали Наср, уже спекулируют, утверждая, что урегулирование ядерного спора может проложить путь для более общего потепления отношений Ирана с США и Европой.
Соглашение, подписанное в Женеве, может в конечном счете оказаться большим благом для Турции, открывая гигантский рынок на востоке и снижая напряженность между ее крупнейшим союзником и крупнейшим соседом. Тем не менее, есть также возможность того, что такое соглашение укажет на подъем Ирана в качестве основного соперника в вопросе власти в регионе и глобального влияния, что, вероятно, бросит вызов стратегическим преимуществам Турции.
Новости Армении - NEWS.am