Средства массовой информации, контролируемые администрацией Эрдогана, не в первый раз активно тиражируют сведения относительно армянского происхождения предводителя религиозно-философского движения “Хизмет” Фетуллаха Гюлена, являющегося в последние месяцы главным возмутителем спокойствия на политической арене Турции. Новые аргументы в пользу версии об “армянском заговоре” не выглядят убедительными. Но само их количество и настойчивость, с которой они распространяются, позволяет заметить, что обвинение в наличии армянской крови по-прежнему является в Турции самым действенным инструментом дискредитации оппонентов. Что же в действительности общего между Гюленом и армянами?..
Ереванский сайт “News.am” попытался сгруппировать материалы, касающиеся наличия в жилах Фетуллаха Гюлена примесей армянской крови. Оказывается, армянские корни родового древа лидера нурсистов первым взялся откапывать теперь уже бывший директор Турецкого исторического общества Юсуф Галачоглу. Это было еще в прошлом тысячелетии. В июне 1999 года газета “Star” опубликовала докладную записку главы турецкой жандармерии Джевдета Сарала, в которой также содержался намек на армянское происхождение Гюлена. Куда дальше зашел журналист Мурад Альперен, заявлявший, что Фетуллах Гюлен на самом деле армянин, и деды его в свое время истребляли турок. Полгода назад информационный портал “Turkishnews.com” развил эту версию. Согласно источникам этого сетевого издания, армянский дед влиятельного проповедника в 1915 году работал у некоего турка Ибрагим-бея, против которого восстали армяне. Якобы предок Гюлена помог “соотечественникам” убить своего работодателя, после чего покончил жизнь самоубийством. Отец же лидера “Хизмета”, согласно версии издания, взял турецкое имя и, женившись на турчанке, решил провозгласить себя правоверным мусульманином, проклиная всех армян. А вот газета “Kapsam Haber” даже утверждает, что предки Фетуллаха Гюлена, якобы причастные к “массовым убийствам мусульман”, некоторое время были вынуждены скрываться в Ереване. Еще один аргумент в пользу “скрытого армянофильства” Гюлена связан с женитьбой его приемного сына Эйюпа Джана, ныне возглавляющего газету “Radikal”, и прогрессивной писательницей Элиф Шафак, не скрывающей своего сочувствия к армянам. Шафак действительно одна из немногих представителей творческой интеллигенции Турции, открыто выступающих с призывами осудить преступления младотурецкого режима. Но достаточно ли этого для того, чтобы считать Фетуллаха Гюлена армянином или армянофилом? Думаю, вряд ли.
Полностью исключать возможность того, что кто-то из дальних предков Фетуллаха Гюлена действительно был армянином, нельзя, поскольку чистокровных турок в природе не существует. Известно, что Гюлен родился в 1941 году в деревне Коруджук, находящейся недалеко от Эрзрума. Поселок этот в свое время был армянским и назывался Каруджур (в переводе — “камень и вода”). Вполне может быть, что прадед проповедника во время абдулгамидовских погромов 1895 года действительно сменил имя и религию, чтобы сохранить жизнь. Куда менее вероятно, что произошло это в 1915-м. Затрудняясь давать оценку слухам относительно этнической чистокровности Гюлена, замечу, что его общественные взгляды и политические воззрения позволяют причислить его к числу самых радикальных армянофобов. Известно, что его философское учение является по сути пантюркистским. А пантюркизм сам по себе предполагает ликвидацию если не армян как народа, то по крайней мере Армении как государства. Вот что пишет о Фетуллахе Гюлене видный российский исламовед, руководитель Центра регионального и этнорелигиозного анализа Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов: “Изучение деятельности секты Гюлена в среде азербайджанской диаспоры России показывает, что “наставники” внушали адептам идеи о необходимости создания пантюркистского государства, включающего в себя Турцию, Азербайджан, республики Средней Азии, мусульманские регионы России, и построенного на принципах “правильного ислама”. В качестве “исконных турецких земель”, которые должны войти в состав Великого Турана, рассматриваются также Дагестан, Крым и Гагаузия, а также Белоруссия и Литва”. Так как же может быть армянофилом человек, обещающий азербайджанцам включение Армении в состав “Великого Турана”?
Тесные религиозные, идеологические и военно-политические связи секты Гюлена с Азербайджаном известны давно. Не секрет, что в Азербайджане “Хизмет” имеет 12 лицеев и несколько духовных центров. Фетуллах Гюлен пользуется в Баку немалым влиянием. Месяц назад в бакинском университете “Кавказ” студентов заставляли выучить наизусть и зачитывать перед лекциями проклятие, которое Гюлен наслал на Эрдогана. А симпатизирующий нурсистам лидер движения “Друзья Азербайджана” Эльман Мустафазаде призвал последователей Гюлена покончить с “грузинским отпрыском Эрдоганом, растоптавшим честь турецкой нации”. (Турецкий премьер не скрывает того, что является этническим лазом. Его предки были принявшими ислам грузинами.) Представители политической элиты Азербайджана, до недавних пор недооценивавшие влияние Фетуллаха Гюлена, бросились наводить с ним мосты. Контакты с ним легче налаживать оппозиции. Народный фронт Азербайджана и партия “Мусафат” в годы карабахской войны пользовались помощью, которую “Хизмет” посылал братьям по вере для борьбы с “неверными”. Правящая же администрация Гюлена пока сторонится. Ильхам Алиев не простил ему того, что в начале 90-х годов он покровительствовал организаторам заговора против тогдашнего президента Гейдара Алиева. Гюлен же не простил Алиеву-младшему того, что он приказал закрыть принадлежащий секте “Хизмет” бакинский телеканал “Саманйолу”.
Известны и тесные связи Гюлена с радикалами и с исламистскими экстремистскими группировками, действующими в разных странах Европы. Во многих государствах, в частности в России, секта “Хизмет” признана террористической организацией. В 2012 году решением московского суда ряд книг Гюлена был включен в список экстремистской литературы. Несмотря на это “Хизмет” продолжает вести в России подпольную охоту за человеческими душами. Недавно стало известно, что Гюлен пытался распространить свое влияние даже на Армению. На официальном сайте движения “Хизмет” появилась любопытная публикация. В ней говорится: “Несмотря на большое противостояние, Фетуллах Гюлен провел работу по учреждению образовательной программы в Армении. Он убедил группу турецких бизнесменов открыть школу для молодежи в столице Армении”. Что имеется в виду — неясно. Но утечка информации о планах Гюлена относительно Армении, думается, не стала сюрпризом для наших спецслужб.
Обвинение в нечистокровности, предъявленное Фетуллаху Гюлену, — далеко не первый случай, когда в Турции пытаются дискредитировать общественного или политического деятеля, “инкриминируя” ему наличие в жилах примесей армянской крови. Так было и в случае с Абдуллой Гюлем. Копавшаяся в его корнях депутат меджлиса Джанан Арытман понесла за это наказание. Суд приговорил ее к выплате штрафа за нанесение президенту страны оскорбления. Выступивший с иском глава государства таким образом стремился показать, что обвинение в наличие армянской крови — слишком серьезное оскорбление, чтобы оставить его без ответа. Нечто подобное было и в случае с бывшим премьер-министром Месутом Йылмазом. Хотя сам он родился в Стамбуле, известно, что родители его были из Амшена — области исторической Армении, население которой в середине XIX века было исламизировано, но сохранило армянский язык и некоторые элементы армянской культуры. Во многом именно амшенские корни помешали успешной карьере Йылмаза. Как это ни парадоксально, но очень часто этническими армянами оказываются и наиболее убежденные армяноненавистники. Так случилось и с лидером Рабочей партии Догу Перинчеком, посвятившим себя борьбе против международной кампании по признанию геноцида. В оппонирующих ему периодических изданиях появились документы, подтверждающие, что дед Перинчека был армянином и принял ислам лишь для того, чтобы стать заместителем сельского старосты. Аналогичная ситуация и с теперь уже покойным предводителем ультранационалистической группировки “Серые волки” Алпарсаном Туркешем. Недавно были опубликованы материалы, призванные доказать, что он был армянином не только по матери, но и по отцу.
Любопытно, что сам Туркеш в свое время тоже любил использовать обвинения в армянском происхождении в качестве эффективного оружия ведения пропагандистской войны. Он как-то заявил, что Абдулла Оджалан на самом деле вовсе не курд, а армянин, и его настоящее имя Акоп Артинян. Интересные сведения появились в прессе после ареста предводителей террористической группировки “Эргенекон”. Оказывается, один из задержанных по этому делу, бывший начальник Особого оперативного управления полиции Ибрагим Шахин, выполнял секретную миссию по выявлению и разоблачению этнических армян, состоящих в руководящих органах партий и занимающих высокие государственные посты. В записной книжке Шахина, обнаруженной при обыске, был список, в котором в качестве армян помечены председатель партии “Националистическое движение” Девлет Бахчели, бывший лидер распущенной курдской Партии демократического общества Ахмет Тюрк, депутаты меджлиса Мехмет Шандыр и Мехмет Эймур. Помнится, нечто подобное было в начале 30-х годов в Германии, когда идеологи пришедших к власти нацистов искали евреев в руководстве кайзеровских структур. Чем это закончилось, известно всем.
Артем Ерканян, "Новое время"