Наблюдая за зигзагами Анкары во внутренней и внешней политике, диву даешься — на кого рассчитаны заявления ее высокопоставленных чиновников. Турецкий обыватель им мало доверяет, внешний не может из озвучиваемых “тезисов” связать концы с концами. Прежде всего это касается турецких маневров в преддверии 100-летия Геноцида армян в Османской империи.
Как пишет газета “Today’s Zaman”, глава правительства Реджеп Тайип Эрдоган стал именовать Турцию “мозаикой из различных этнических групп, упоминая арабов, курдов, турок, черкесов и лазов”. Но при описании этой мозаики он никогда не упоминает армян, греков, евреев или сирийцев. И это тогда, когда Анкара уже давно “пропустила армянский удар” — от полного отрицания Армянского вопроса вплоть до непризнания проживания этого народа на территории Османской империи, до открытых дискуссий относительно геноцида 1915 года. Недавно Эрдоган на совещании послов Турции заявил: “Чтобы понять происходящие сегодня события, необходимо чаще обращаться к истории”. По его же словам, “забывать историю — преступление”. А кто спорит? В свою очередь президент Турции Абдуллах Гюль, принимая в Анкаре своего французского коллегу Франсуа Олланда, сообщил: “Мы готовы открыть все свои архивы, открыли их. Вы можете говорить и писать об этом в Турции”. Президент Турции также подтвердил готовность создать подкомиссию из историков с целью обсуждения этого вопроса, обратил внимание на законодательные реформы, “направленные на защиту свободы слова в Турции, которые не запрещают говорить также и о геноциде”. Это означает, что Анкара на официальном уровне признает факт этой проблемы, но в своих заявлениях по этому поводу предпочитала озвучивать только клише официальной пропаганды. Но сейчас, когда трагические события 1915 года вошли в повестку большой политики, Анкара предпочитает объяснять это “невероятным давлением западного армянского лобби”.
Давление действительно есть, но налицо и факт стратегического просчета турецкой дипломатии. Напомним, что, подписывая 10 октября 2009 года в Цюрихе известные протоколы о нормализации отношений с Турцией и открытия с ней границ, Ереван пошел на невероятные уступки, соглашаясь вывести вопрос геноцида в зону деятельности “общей комиссии историков”. Но под давлением Баку Анкара отказалась от ратификации этих документов и теперь ей придется за это платить уже другую цену. Как констатирует “Today’s Zaman”, “если правительство не сделает маловероятные, беспрецедентные и более решительные шаги по Армянскому вопросу, ему будет сложно восстановить свой поврежденный имидж на международной арене”.
Налицо два процесса. Первый: в турецкое общественное мнение уже практически внедрен тезис об Армянском вопросе и поставлена проблема его интерпретации. В турецких СМИ стало заметно увеличиваться число публикаций на эту тему, как и в университетах количество студентов и аспирантов, специализирующихся по Армянскому вопросу. При этом, как следует из появившегося в конце 2013 года интервью главного редактора издающейся в Турции армянской газеты “Агос” Робера Копташа, предпринимается попытка из треугольника Армения — Турция — армянская диаспора выделить пару “Турция — диаспора”. По его словам, “на сегодняшний день не все армяне пришли к той мысли, что нужно развивать связи в форме треугольника, и сегодня единственное, что объединяет армян — это тема геноцида”. При этом Копташ уточняет: “Насущные проблемы у диаспоры и Армении во многом отличаются. Так, например, в диаспоре все еще активно обсуждают возможность возвращения к Севрскому договору, в Армении же бурно обсуждают Таможенный союз”. Кстати, турецкий журналист Ченгиз Джандар предлагает мыслить категориями не “физических претензий армян”, а воссоздания “армяно-турецкой идентичности”, чтобы “увести” диаспору от Армении, создать ситуацию, когда “Турция ничем не будет обязана Армении”.
Второй процесс: нормализация отношений между Турцией и Арменией. В последнее время политики двух стран стали часто выступать с заявлениями по этому поводу. В Баку, как пишет азербайджанский политолог Матанат Насибова, стали серьезно размышлять над тем, “какие шаги планирует предпринять Турция на пути нормализации отношений с Арменией”, и проявлять по этому поводу “определенную обеспокоенность...”. Похоже, Азербайджан наконец начинает осознавать: заявления Анкары о том, что “урегулирование отношений с Арменией и открытие границ зависит от прогресса в решении нагорно-карабахского конфликта и вывода оккупационных армянских Вооруженных сил с азербайджанских территорий”, имеют только тактический характер. При этом, как уточняет Насибова, Турция стала проявлять “определенную пассивность в международной плоскости в отношении армяно-азербайджанского конфликта”. Во время недавних переговоров в Париже главы МИД Турции Ахмеда Давутоглу с госсекретарем США Джоном Керри, первый вообще не обмолвился о карабахском конфликте. Точно так же Давутоглу не упомянул об этом и в своем выступлении на совещании послов Турции. В Баку стали иными глазами оценивать и такой шаг Давутоглу, как его недавнее посещение Армении, которое официальный представитель Госдепа США Джен Псаки оценил как “начало диалога между региональными лидерами”.
Одновременно в Турции стали громче звучать призывы о необходимости нормализации отношений с Арменией. Объясняется это тем, что Турция, проигрывая армянской диаспоре и опасаясь реанимации идей Севрского договора, может более решительно двинуться в сторону Армении, которая официально никогда не предъявляла ей территориальные претензии. Ратификация цюрихских протоколов позволит нейтрализовать натиск армянской диаспоры и снять с повестки дня проблему геноцида армян 1915 года. Во имя этого Анкара может пожертвовать и своей позицией по карабахскому урегулированию.
И еще. Армении обещан грант в размере 20 млн евро от Европейского союза для модернизации системы контроля на армяно-грузинской и армяно-турецкой границах. Просто так ЕС деньгами не бросается. И это значит, что в скором времени эта граница станет очень оживленной.
(С сокращениями)
Станислав ТАРАСОВ, обозреватель ИА REX