В беседе с Tert.am этнограф, член гражданской инициативы «Предпарламент» Грануш Акопян, обращаясь к 100-летней годовщине Геноцида армян, отметила, что централизация на международном признании перекрыла путь нашей мысли: «Мы долгое время шли к тому, чтобы эта страна признала, та страна признала, и в итоге сделали все, чтобы этот процесс остановился… Благодаря усилиям того или иного армянского посла или той или иной страны, в данном случае, исходя из интересов (по части оказания давления на Турцию), 20 стран признали Геноцид армян…
Новая, дальнейшая мысль перестала работать в этом направлении, как наша, так и диаспоры…И, если наша мысль прекратила работу в этом направлении, может, причина в том, что мы, будучи окруженной страной, поедая себя изнутри, начали заниматься проблемами наших олигархов, униженным положением общества, и работа мысли по вопросу Геноцида армян осталась вне повестки, а у диаспоры, кажется, другой повестки, кроме международного признания, нет. Юристы поработали над какими-то страховыми вопросами… это был шаг для того, чтобы вопрос права был внесен в повестку …».
На вопрос о том, когда будут оправданы наши ожидания, после 100-летней годовщины или нет, нужен ли новый подход к этому делу, Грануш Харатян ответила: «Принципиально для меня выражение «мероприятия к 100-летней годовщине» кажется оскорбительным. В вековую годовщину Геноцида армян мы должны были выступить, хотя бы, с программой, чтобы она не была слишком запоздавшей. По сути, полагаю, ожидается что-то такое: памятные мероприятия, исторические и др., но ни одного политического шага.
Такое впечатление, что у государства Армении не существует задачи обращения с каким-то месседжем к турецкому государству.
Теперь, на 100-летнюю годовщину или после 100-летней годовщины, произойдет это когда-нибудь или нет? Тем более, на пороге вступления в ТС и других евразийских интеграций… Вообще сомнительно, что у нас когда-нибудь этот вопрос будет сформулирован…если у нас нет времени для осуществления смены власти, ничего не предприняли, весьма сомнительно, что у нас может быть что-то такое, что будет вопросом армянства, что-то помимо вступления в ТС или евразийский союз, куда также входит Казахстан, имеющий известную позицию…Мы сейчас ввязываемся в процесс, который откинет на задний план очень важный для нас вопрос».
Представляя свою точку зрения по поводу того, что должны были сделать или что нужно сделать, Грануш Харатян отметила: «Мое видение весьма ясное и четкое. Армения и армяне должны были четко обсудить вопрос, будет у нас судебное разбирательство или нет, и должны были быть аргументированы причины… Прямо сейчас, прямо в данный момент, я занимаюсь изучением территории, называемой Восточная Анталия, которая является Западной Арменией, уехавшие отсюда 70-е гг.и перебравшиеся в Стамбул все армяне оставили здесь принадлежащие им земли. В Турции даже проходят некоторые судебные разбирательства.
Все это процессы, возникшие вследствие Геноцида армян. Мы, как будто, не имеем ничего общего с этим, но это является частью политической программы. Армяне оставили свои квартиры, неучтенные в кадастре. Это было частью политики, то есть, армяне в Турции продолжают оставаться в состоянии геноцида. Если не в Стамбуле, то на территории всей страны».
Новости Армении - Терт.am