ЭКСПЕДИЦИЯ РАБОТАЛА НА РАЗВАЛИНАХ КРЕПОСТИ БАГАБЕРД, ИЛИ БАЛАКИ КАР, сооруженной на берегу реки Вохчи. Некогда эта считавшаяся неприступной крепость оберегала 10 000 бесценных рукописей. Увы, их постигла страшная участь - они были сожжены сельджуками. Хотелось увидеть хотя бы то, что осталось от крепости. Не зная дороги, мы пошли наугад, поднимаясь по крутому склону, ведущему к крепости. Местные жители кричали нам вслед, предупреждая о множестве змей и трудностях крутого подъема, но нас ничто остановить не могло. Развалины крепости на вершине горы настойчиво манили и отвергали сомнения. Добравшись до вершины довольно легко, мы увидели небольшую группу археологов, работающих под руководством самого Григора Григоряна, который уже в те годы был одним из наиболее авторитетных армянских археологов.
В 1978 г. археологическая экспедиция под руководством Григора Григоряна провела разведочные раскопки в цитадели крепости Багаберд и обнаружила там семь комнат военного гарнизона. Узнав о нашем интересе к историческим памятникам и о том, что мы вдвоем бродим по горам и лесам, Григор Месропович выделил нам в сопровождающие своего заместителя Усика Мелконяна, хотя сотрудников экспедиции и без того не хватало. Но нам с сестрой оставалось провести в Кармракаре еще два дня, которые Усик Мелконян превратил в кафанскую сказку.
Рассказать о нашем замечательном современнике Григоре Григоряне мне хотелось давно. Он провел археологические раскопки, исследования, прочтение и дешифровку нескольких тысяч лапидарных надписей, издал целый ряд интереснейших исследований о своих открытиях, которые должны быть интересны всем, кто любит археологию, историю, архитектуру.
Кафан, в который влюблен Григор Григорян, в Х в. был столицей Сюникского (Багкского) царства, основанного в 970 году. Город, расположенный в живописном ущелье, имел четкую планировку кварталов и улиц. По мнению Бабкена Аракеляна, в Кафане проживало от 10 до 12 тысяч человек, которые работали на рудниках, обрабатывали металлическую руду, занимались строительством, ремеслами, гончарным производством и т.д. В кафанских мастерских были отлиты бронзовые колокола для Татевского монастыря, отличавшиеся редкой художественной обработкой металла.
В 1064 г. ТУРКИ-СЕЛЬДЖУКИ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ АЛП-АСЛАНА (1063-1072) ВОШЛИ В СЮНИК. Двадцать лет благодаря мощным крепостям Сюника царю Григору I (1051-1072) удавалось сохранять политическую независимость страны. Такая же ситуация продолжалась и при царе Сенекериме – преемнике Григора I. В условиях обострившейся ситуации, когда сельджукские эмиры стали прибегать к заговорам, подкупам и обманам, царь Сенекерим вел победоносные сражения против завоевателей. Закрепившись в крепости Багаберд, Сенекерим готовился к бою. Однако коварный противник уговорил царя выйти на встречу с гандзакским эмиром, вошедшим в Сюник с огромным войском. Царь Сенекерим был вероломно убит у ворот неприступной крепости Багаберд. Местная знать перенесла тело царя в монастырь Ваанаванк и похоронила в родовой усыпальнице сюникских правителей.
Согласно Вардану Вардапету ("История Вардана вардапета"), Сюник имел 43 крепости, 48 монастырей и 1400 поселений. Сюникский царь Григор II, старший сын царя Сенекерима, с братом Смбатом как могли укрепили крепости Багаберд, Какаваберд, Мегринское и Карчеванское крепостные сооружения. Несмотря на героическое сопротивление оборонительных отрядов, сельджуки захватывали все новые и новые крепости и прилегающие территории, сопровождая свои вылазки резней и грабежами местного населения.
В 1132 г. сельджуки предприняли очередное нашествие, целью которого был захват Кафана - столицы Сюникского царства. Но лишь спустя 20 лет , в 1151 году сельджукам удалось овладеть крепостью Шлорут. Через шесть лет после длительной осады сдалась и Мегринская крепость. Однако были укреплены фортификационные сооружения Бакского и Дзоркского гаваров, а также столицы Кафан. После неожиданной смерти царя Григора II и его брата Смбата сельджуки усилили натиск, который оказался настолько мощным, что уже в 1168 г., как сообщает Вардан Вардапет, враги овладели замками Капана, Грхам, Гехи и Какаваберд.
Последний оплот Сюникского царства – Багаберд был взят в 1170 г., захват крепости сопровождался жесточайшей резней ее самоотверженных защитников. В Багаберде находились все драгоценности, подлинники указов, грамот армянских царей и князей и - что самое бесценное - 10 000 рукописей Татевского епископата и других религиозно-просветительских очагов Сюника. Узнав о падении Багабердской крепости, остальные крепости и замки Сюника прекратили сопротивление, признав власть эмира. Так исчезло Сюникское царство, просуществовавшее 200 лет.
ЧАСТЬ РАЗВАЛИН ИСТОРИЧЕСКОГО КАФАНА, ИССЛЕДОВАННЫХ И ОПИСАННЫХ Григором Григоряном, расположена на правом берегу реки Вохчи, в лесистом местечке, называемом Грушевый склон. Другим детищем Григора Григоряна стал монастырь Ваанаванк – один из крупных и богатейших культовых и учебно-просветительских очагов Сюникского края. Монастырь Ваанаванк был основан в Х в. князьями Дзагикянами в пяти километрах к юго-западу от Кафана, на правом берегу реки Вохчи, у подножия горы Тигранасар.
Историк Степанос Орбелян подробно описывает, кем и когда был основан монастырь. Один из сыновей князя Дзагика - Ваан отказался от мирской жизни и, проведя долгое время в отшельничестве, очистился и пожелал построить монастырь. У подножия высокой горы, где находится неприступная крепость Багаберд, он начал строительство церкви: "воздвигнул... славный дом Божий с куполом, тремя ризницами… и украсил его великолепной царской утварью, пригласил туда старцев целомудренных больше ста… И было завершено строительство святого скиталища в 911 году армянского летосчисления при царствовании Смбата Багратуни". Племянник основателя монастыря – Ваан II – глава Сюникской епархии и Католикос Армении превратил Ваанаванк в епархиальный центр области. Он построил великолепный притвор большого храма
Являясь усыпальницей царей и знатных особ, Ваанаванк был в поле зрения венценосцев Сюника. Из надписей, обнаруженных и дешифрованных Григором Григоряном, следует, что в 1046 г. царь Смбат и его брат Григор построили в Ваанаванке церковь, колонный зал и притвор, а царица Сюника Шаандухт в 1086 г. построила церковь Святой Богородицы в монастыре Ваанаванк, оставив надпись: "Поскольку у нас не было наследника по плоти, я, Шаандухт, супруга царя Григора, и сестра моя Ката построили сию церковь Святой Богородицы взамен милости ее…". В притворе этой церкви и был погребен Католикос Агванка Степанос, чью эпитафию дешифровал и уточнил Григор Григорян: "Я, владыка Степанос, католикос Агванка, притесненный тачиками, прибыл в столицу Капан и нашел свой покой (дословно: угаснул) в притворе церкви, построенной царицей Шаандухт и сестрой ее Катой… Да сохранит Бог царя нашего Сенекерима со своими чадами. Аминь". В результате вторжения турок-сельджуков (1064г.), татаро-монголов (1236 г.), орд Тамерлана (1386-1387 гг.) и др. Ваанаванк был разрушен и разграблен.
РЕГУЛЯРНЫЕ РАСКОПКИ КОМПЛЕКСА ГРИГОР МЕСРОПОВИЧ НАЧАЛ В 1966 г. У западной стены большого храма были найдены две печи со следами обработки металла, что свидетельствует о том, что при монастыре действовали мастерские по обработке металлов. Там добывали и благородные металлы - золото, серебро. Согласно описаниям Степаноса Орбеляна, в Сюнике была и нефть, которую монастырская братия использовала в целях освещения. Историк называет ее "маслом, вытекающим из скважины, которым зажигали лампады церкви". Особо можно говорить о водоканалах и оросительной системе Ваанаванка.
Большую работу Григор Месропович провел по дешифровке лапидарных надписей. "Обнаруженные при раскопках лапидарные надписи представляют несомненный научный интерес для освещения ряда проблем, связанных с историей Сюникского нагорья эпохи развитого феодализма, - пишет Григор Григорян. - Найдена усыпальница сюникских (капанских) царей и других вельмож, эпитафии которых дешифрованы нами и введены в научный оборот.
При раскопках у восточного входа в церковь Григория Просветителя в 1976 г. мы обнаружили гробницу царя Смбата II с эпитафией: "Царь Смбат. В лето 500 /1051г." Была нами найдена гробница царицы Софьи с надписью: "Софья – агванская царица, теща царя Григора – сына Ашотика, мать царицы Шаандухт. В лето 1081 года". Выявлены и дешифрованы нами надписи с упоминанием имен сыновей царя Сенекерима - Григора Второго, Смбата, Севады и Кюрикэ.
Нам удалось установить годы воцарения венценосцев и других правителей края, дополнив и уточнив родословное древо сюникских князей, составленное Г. Алишаном".
И сегодня Григор Григорян продолжает плодотворно работать, настаивает на скорейшем продолжении и завершении реставрационных работ прекрасного средневекового сооружения - притвора Ваанаванка, делает все возможное для сохранения нашего богатейшего культурного наследия.
Мэри Чолакян, "Мост" (приложение к "Голосу Армении"