Член комиссии по конституционным преобразованиям при президенте Армении Геворг Даниелян в беседе с Tert.am сказал, что работы по разработке концепции проекта подходят к концу, и, как говорится, осталось сделать последние штрихи. Он отметил, что ряд политических сил, будучи принципиально не против этого нововведения, ставят вопрос об обращении к нему исключительно в будущем, однако, по его мнению, непонятно, чем и какими соображениями руководствуются эти силы.
- Г-н Даниелян, после обсуждений Венецианской комиссии, фактически, концепция конституционных преобразований должна быть представлена президенту республики, после чего, как отмечается, она вновь должна быть обсуждена Венецианской комиссией. Скажите, пожалуйста, что ожидается, и на каком этапе находимся мы сейчас?
-Параллельно с общественными слушаниями, обсуждения проходили и проводятся не только с Венецианской комиссией, но и с отечественными и иностранными экспертами и специалистами. Это является важной предпосылкой для формирования поистине достойной культуры беспрецедентного участия общества во всем процессе обсуждения этого правового акта, мы даже попросили президента республики продлить срок общественных обсуждений, и по вопросу пересмотра срока не возникло никаких разногласий. За это время работы по разработке концепции проекта подходят к концу, и, как говорится, осталось сделать последние штрихи. Учитывая результаты обсуждения, проведенного по принципу консенсуса, до 10 октября окончательный текст проекта будет поставлен на обсуждение комиссии, в случае его утверждения официально до 15 октября он будет представлен президенту республики.
- Заместитель председателя Венецианской комиссии Евгений Танчев сказал, что самое главное, что концепция служит повышению роли политического меньшинства, пресекает неподобающие лавины противостояния политического большинства и меньшинства. Он также отметил, что в этом смысле парламентская форма правления может быть незаменима. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
-Данная точка зрения уже закреплена в представленном на обсуждение проекте концепции, а эксперт просто отметил свое согласие с ним, подчеркнув важность ценности отмеченных положений, имеющих ключевое правое и политическое значение.
Отметим, что шаги, нацеленные на радикальное повышение роли оппозиционных политических сил стали крайне необходимыми и актуальными в странах с богатым опытом демократии. В связи с этим в рамках действующей Конституции были предприняты также определенные шаги до конституционных преобразований, что может говорить о позиции правящей партии по поводу этих нововведений.
Кстати, радикальное повышение роли оппозиционных политических сил выгодно не только в плане формирования здоровой политической атмосферы, но также и в смысле улучшения уровня осуществления общественной власти, поскольку равномерно будет повышена ответственность правящих и оппозиционных политических сил.
В первом случае правящие политические силы находятся в сфере непосредственного контроля со стороны оппозиционных сил, а во втором случае оппозиционные силы бывают «вынуждены» воздержаться от действий, свойственных популизму, четко осознавая, что смогут реализовать свои оценки и идеи. Имею в виду то, что, к примеру, оппозиционные силы приобретут выгодные с их точки зрения для страны законопроекты и превратят их предметом референдума, взвалив на себя политическую ответственность за возможные результаты.
- Как предложение о переходе на парламентскую систему управления было принято политическими партиями? Имеются ли отзывы?
- Наше общество знакомо с этими откликами. По большей части, политические силы не выступают против парламентской системы управления, более того, они сами неоднократно отмечали необходимость этого и поднимали вопрос необходимости перехода на подобную систему. В отношении хронологии подобной системы управления наличествуют различные подходы: в частности, партия АРФД считает опорной точкой то, что выбран разумный период для того, чтобы дать предпочтение данной системе управления, а остальные политические силы, принципиально не возражая против этих новшеств, выдвигают вперед вопрос необходимости возвращения к этому исключительно в дальнейшем, в этом случае остается нерешенным вопрос о том, на основе каких соображений только через определенное время общественное требование о необходимости реализации конституционных реформ станет реалистичным.
Тем не менее, будем надеяться, что после официального опубликования концепции политические обсуждения войдут в качественно новый, наиболее практичный и предсказуемый этап, в ходе которого более полно будут представлены вышеупомянутые соображения.
- Какие проблемы поднимаются больше остальных в ходе региональных обсуждений?
- Как и ожидалось, значительная часть вопросов касалась защиты прав людей и путей улучшения местных органов самоуправления. Можно отметить, что в ходе этих встреч, а мне посчастливилось принять участие по меньшей мере во встречах в трех районах (Тавуш, Гегаркуник и Арагацотн), никто так и не высказался за программу консолидации районов, которая получила широкий отклик в политической сфере. Напротив, участники выражали свою единодушную поддержку предложенным относительно этого института подходам в рамках проекта Концепции. В частности, более реалистичным был признан вопрос о повышении роли общественных объединений, в случае чего последние могут быть наделены полномочиями местного органа самоуправления. Отметим, что представители оппозиционных сил и общественных объединений также выступили за подобные предложения.