Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе в середине января приняла на первом в этом году заседании Постоянного совета ОБСЕ декларацию, где осудила террористические акты во Франции и подтвердила принцип свободы слова в качестве фундаментального права человека. Где лежит грань между свободой слова и религиозными чувствами верующих, какие сдвиги происходят в межрелигиозных отношениях, какова ситуация с христианством на Ближнем Востоке? На эти вопросы в интервью агентству «Новости-Армения» ответил религиовед Вардан Хачатрян.
- Господин Хачатрян, какие сдвиги в межрелигиозных отношениях на данном этапе происходят в мире?
- Тектонические изменения, которые, как мы привыкли думать, происходят в течение десятилетий, сегодня случаются намного чаще, к тому же они качественно и количественно отличаются от прежних. Общество с опозданием реагирует на эти изменения, потому что они для человека зачастую трудно понимаемы. В первую очередь, нужно обратить внимание на то, что идущие в исламском мире процессы - это не сиюминутные обособленные явления. Ислам возник как религиозное объединение, как религиозная общность, которая захватывает все новые и новые территории не только словом, но и мечом. Это высвобождение страшной энергии, которая в течение трех последних веков была спрессована по давлением колониального ига. Ислам - это религия, которая постоянно стремилась к мировому господству и создана с этой целью. Те изменения на Западе, которые привели к возникновению новейших индустриальных государств, привели к тому, что исламские страны оказались под гнетом западно-христианской цивилизации. И сегодня они открыто выступают против этого.
- Где проходит грань между свободой слова, провозглашаемой в Европе, и религиозными чувствами верующих?
- Когда мы говорим о свободе слова, нужно помнить, что свобода кончается там, где начинается свобода других народов и религий. Игнорировать это, прикрываясь свободой слова, нонсенс. Когда ты оскорбляешь целые социумы, то должен быть готов получить "сдачу". Другое дело, что во Франции такое поведение приемлемо. Но лично я считаю себя оскорбленным теми карикатурами, которые делались в том числе на христианские ценности. Когда мы сегодня говорим о ценностях, которые могут вернуть нормальное сосуществование различных обществ, мы не должны забывать, что они вырабатывались тысячелетиями. Нельзя сегодня просто взять и создать новую ценностную систему, которая будет работать бесперебойно. Это невозможно.
- Какая связь между терактами в Париже и деятельностью ИГИЛ в контексте отношений христианства и ислама?
- В принципе, многие думали, что эти теракты сыграют роль катализатора и вызовут волну исламских восстаний в европейских странах. Однако сегодня мы видим, что мусульмане в Европе живут в страхе. Они даже не ходят в мечети, понимая, что могут быть спонтанные вспышки насилия. Ежемесячно на территорию ИГИЛ выезжают группы ученых, правоведов, исламоведов из духовной академии- университета аль-Азхар (один из старейших в мире, также является наиболее престижной мусульманской духовной академией-университетом). Они, как это не удивительно, оправдывают все то, что там происходит. Это говорит только о том, что все происходящее там находится в русле классического ислама, так как аль-Азхар это центр университетского образовательного центра ислама.
Хотя нынешний президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси, выступая в аль-Азхаре, заявил о необходимости пересмотреть эту позицию, ведь в конце концов это может обернуться против самого Египта. По его словам, египетские мусульмане не имеют права говорить, что расстреливать беременных женщин в ИГ соответствует нормам ислама. Нельзя не замечать, что влияние исламистов распространяется также и на Азербайджан, и на Грузию, где проживают мусульмане, и на Северный Кавказ. В Турции они на короткой ноге почти со всеми тарикатами (мусульманскими братствами). На все это нельзя смотреть сквозь пальцы. Рано или поздно этот огонь может перекинуться и к нам. ИГИЛ не раз заявлял, что одной из основных целей является также и Армения.
- Можно ли говорить о целенаправленном вытеснении христиан с Ближнего Востока?
- Да, и это не только целенаправленное выдавливание христиан с Ближнего Востока, это является продолжением Геноцида 1915 года. Потому что, это единственный геноцид за последние 300 лет в истории человечества, где политика истребления не получила никакого осуждения, а виновные не понесли никакого наказания. Все это стимулирует новые геноциды.
Каждый раз европейские страны говорят о том, что цивилизация перешла на другой уровень развития, и такое не может повториться. Однако политика геноцида проводилась и в отношении греков, и езидов, арабов-христиан, и она осталась безнаказанной. Кто сказал, что после этого к ней не вернутся вновь? Сейчас, в принципе, на территориях, контролируемых ИГИЛ и не только, идет геноцид. Недавно убили египетских христиан в Ливии, только из-за того, что они христиане. Разве это не продолжение геноцида? Что касается Европы (Албании, Боснии), то здесь активизация исламских радикалов вряд ли возможна. Европейские структуры принимают меры для обеспечения безопасности на своей территории. Ислам в Европе будет ограничен европейскими законами. Европейские нации консолидировались если не вокруг своих правительств, то против ислама.
- А какими могут быть последствия такой политики вытеснения христианства, будет ли готова Европа дать этому симметричный ответ?
- Сегодня естественный прирост населения в европейских странах выше, чем 3-4 года назад. Это, в первую очередь, связано с осознанием процесса мусульманизации Европы. Ранее социал-демократические партии заявляли, что через два поколения мусульмане ассимилируются, но оказалось, что они даже жен не берут из числа европеизированных мусульманок, а привозят со своей родины. Турки в Германии женятся на турчанках-мусульманках из Турции. Арабы делают то же самое, придерживаясь своей системы ценностей. В Лондоне дело дошло до того, что девушки в брюках или мини-юбках не могли прогуливаться на той территории, где проживают приверженцы ислама, их прогоняли общественные патрули, сформированные из самих мусульман. Сейчас, правда, власти принимают жесткие меры. Недавно выступил принц Чарльз, который также говорил о росте радикализма в Англии и необходимости принятия мер против распространения этого явления.
- Как должна реагировать на эти процессы Армянская Апостольская Церковь и сама Армения?
- Армянская Апостольская Церковь могла бы создать форум для общения мусульманских лидеров с христианскими, стать площадкой для диалога вместо того, чтобы отдаляться и противопоставляться. В этом смысле Армения и ААЦ могли бы очень сильно преуспеть. Армянская церковь выступает некой посредницей между двумя цивилизациями - исламской и христианской, и это важное обстоятельство мы должны использовать.
- Есть какая-то статистика, качающаяся численности приверженцев мировых религий?
- Сегодня христианство - крупнейшая мировая религия. У нее 2 млрд. последователей. По разным оценкам, число верующих, исповедующих ислам составляет порядка 1,5 млрд. человек. Думаю, эта цифра несколько завышена. На мой взгляд, их количество составляет максимум 1,35 млрд., хотя это тоже большая цифра. Порядка 600 млн. последователей насчитывает буддизм, но здесь не учитывается Китай - нет данных. Таким образом, настоящая цифра неизвестна.
Рост сторонников христианства продолжается и в Африке, и в Южной Америке. За последние десятилетия был всплеск приверженцев христианства на территории постсоветского пространства. Плохо обстоят дела в Риме, но католиков все равно очень много, в особенности в Южной Америке. Нынешний Папа избран из латиноамериканских стран именно потому, что там был небывалый подъем среди желающих принять католицизм. В Африке христианским церквям удалось остановить продвижение на юг ислама. Тем течениям христианства, которые из негритянских социумов США перекинулись в Африку, удалось остановить ислам. Правда, там происходят драматические развития, связанные с Боко Харам (радикальная нигерийская террористическая исламистская организация), но думаю, что консолидированное христианство - это самая мощная сила на земле, и за этим стоят очень развитые страны. А что касается научного и технического потенциала, то в этом отношении ислам отстает лет на 100-200.
Новости-Армения