– Забыть тридцать веков истории?
– Не говорю – отречься, но забыть – это да! Отныне не оглядываться, понимаешь, не смот-реть назад. Начать новую духовную навига-цию… Дерзать…
Костан Зарян. Корабль на горе
.
Болит всегда то, что болит более всего. И эта боль закупоривает все остальные боли: как ей предшествующие, так и ей последующие. Она не отпускает человека далеко, держит его на привязи. Такой болью для армян стала боль Геноцида. Отдельные боли объединяют отдельных людей, а боль Геноцида – разом всех.
В зависимости от того, откуда начинать отсчет – столетие уже прошло и столетие еще не наступило. В один год можно отмечать очередную годовщину не только этой памятной даты, но также День памяти жертв резни в Баязете, резни в Эрзеруме, резни в Адане, резни в Смирне… А потому значение времени здесь не первично. Первично же – знание человечеством кровавых Злодеяний, устроенных турецким руководством в конце XIX – начале XX вв.
Не менее важным в этой связи является также и правильность формулировки этого события, которая зачастую не в полной мере отражает весь масштаб постигнувший народ Трагедии. Потому как данное событие не вписывается – целиком и полностью – ни в одно из устоявшихся выражений – ни «Геноцида армян в Турции», ни «Геноцида армян в Османской империи», ни «Геноцида армян в Армении». То, что было устроено в отношении армянского народа, составляет «политику Геноцида турецкого государства против армян» (Гайк Демоян, директор Музея-института Геноцида армян).
Исторически сложилось так, что Геноцид стал следствием развития опухоли в теле армянского организма. На ранних стадиях обнаруженная – она излечивается всегда, в запущенной же форме – только с болью. Мы же – ее запустили, не заметили ее ранней стадии – девятнадцатого века. То, что она не была своевременно обнаружена – ошибка именно армянского народа. В этом наша беда и, наверно, вина: мы не сумели разглядеть, мы не сумели предотвратить, мы не сумели, в конце концов, себя защитить. А потому история ничему не учит, прежде всего, нас самих.
Сегодня как никогда важно понять, что самой главной преградой в моменты резких исторических поворотов являлись мы сами. Это составляет важную ступень осмысления собственных действий на своем историческом пути. Публицист Степанос Назарян в XIX в. писал, что «наиглавнейший кровожадный враг армян – сами армяне», а уже в XX в. писатель Дереник Демирчян, что: «у каждого армянина есть другой армянин, с которым он враждует до самой смерти», так как это составляет «его потребность», что весьма отчетливо прослеживается в большинстве сюжетов исторических романов.
Для того, чтобы стать сильным государством, необходимо уже сегодня определить долгосрочные ориентиры его развития, соединив решение своих исторических задач с задачами по социально-экономическому благополучию. Последние двадцать лет экономика Армении существует исключительно под похоронный марш Ф. Шопена. Создание же рабочих мест, способных производить наибольшую величину полезного продукта (что составляет основу любой экономики), приведет в движение все остальные – не менее важные – элементы социально-экономической жизни общества.
В такие моменты очень важно сплотить народ. Сплотить его, не создав общего врага или вокруг некой пустоты, а сплотить его – посредством выдвижения единой благой идеи, которая станет главным ориентиром при построении долгосрочной политики: когда в итоге, каждое принятое решение, которое будет пропущено (так сказать «окунуто») через эту самую идею – станет верным шагом для достижения поставленных целей. Потенциал такого развития имеет та экономика, в которой человеческий капитал составляет ее главный ресурс. И лучше всего этому способствует создание таких условий и такой среды, при которых этот самый капитал способен максимально – по возможности – реализоваться.
Потеряв свои территории, Армения не потеряла при этом боль по ним. Чувствуя ответственность перед своим прошлым – она должна чувствовать не меньшую ответственность и за построение своего будущего. «Армянские общественные деятели XIX и начала XX вв., мечтая о создании собственного государства, упустили из виду его инструментальный характер», так как государство «является средством для иной, более высокой цели, а не самоцелью» (Эрнест Григорьян, ректор Института социальных наук в России), а именно – инструментом/способом сохранения целостности нации/народа. И справедливо в этой связи пишет главный редактор ереванской газеты «Аравот» Арам Абрамян, что «мы не можем требовать обратно наши исторические земли, поскольку не смогли построить нормальное государство на предоставленных нам 29 тыс. км.2», что составляет здоровую – и ныне необходимую – критику в отношении самих себя.
Особенность этой фантомной боли заключается еще и в том, что некогда потерянное – может (и должно) возвратиться. А для достижения последнего необходимо приложить максимальное число усилий, в которых нужно задействовать наибольшее количество людей – профессионалов своего дела. «Сконцентрировать свой экономический, политический, интеллектуальный потенциал во всем мире. И это не утопия», – писал государственный и военный деятель Вазген Саркисян в одной из своих последних статей. Точкой их соприкосновения должна стать непосредственно сегодняшняя Армения, которая и будет той, – но уже определенной, – «неизвестной далью», объединяющей множество «отчаявшихся радиостанций» (Костан Зарян, писатель). Все это послужит крепкой основой и станет прочным фундаментом для будущих реформ.
Государством – по Сократу – должны править люди знающие. Каждый незнающий – только разрушает. Экономику нужно рассматривать единственно только с экономической точки зрения; всякая иная – всегда дает откосы. Прогресс возможен лишь тогда, когда экономическая власть максимально возможно отделена от власти политической. И тогда экономически сильное государство способно будет принимать и политически сильные решения: то есть там, где сильна экономика – сильна, как правило, и политика.
Важно при этом учитывать, что успешность построения современного (а значит и развитого) государства необходимо начинать с осознания того, в каком положении оно сейчас находится. Иначе любое решение, принятое на неустойчивом знании, может все имеющееся разрушить окончательно.
Качественная экономика не может быть построена исключительно на расширении уже имеющегося, хотя это, безусловно, и является необходимым элементом его строительства. Качественной может считаться только та экономика, которая показывает долгосрочный и устойчивый рост, а в моменты мировых кризисов – способна дольше обычного не подвергаться ее негативным влияниям, благодаря чему с минимальными издержками и перестроиться. При этом всякое внешнее присутствие должно – по возможности – сводиться к минимуму, предоставив, тем самым, свободу действий «невидимой руке».
В данном контексте большую актуальность приобретает вопрос интеллигенции, который, в конце концов, и определяет векторы движения любой нации. Именно с ее уничтожения и начинались масштабные убийства, а этот день стал впоследствии Днем почтения памяти жертв тех страшных времен. Интеллигенцию сегодня необходимо взращивать, так как она не является самим собой рожденным. Ее всегда рождает время и народ. Там же, где интеллигенция слаба или же ее нет вовсе, народ медленно, но верно следует к обрыву. «…именно в таком отставании духовной, интеллектуальной и политической элиты армянства кроется одна из причин катастрофы XX века», – заключает эксперт по проблемам военной и национальной безопасности Рачья Арзуманян.
А потому очень важно выйти из пресловутого «положения жертвы», в которое народ вошел через трагедию Геноцида. Из такого состояния, как правило, сильным никто не выходит, а достичь/добиться чего-либо в таком положении нельзя. Армянское общество само себя в это состояние загнало и саму же себя, тем самым, собственной силой ограничило. Сегодня же необходимо приобрести/восстановить «самоуважение и уверенность в себе» (Мигран Дабаг, директор Института исследований по диаспорам и геноцидам в Бохуме) и с большой «жадностью» применить эту дополнительно выделенную силу в построении и проведении своих «оздоровительных» реформ.
А изменения в сознании всегда происходят с недовольством. Невозможно идти вперед, придерживаясь одних и тех же взглядов: угол зрения иногда приходится менять. Все перемены, которые происходили в истории – происходили прежде в умах. Именно оттуда армянский мир и должен начинать меняться. И это не призыв все произошедшее отпустить в забвение, а, наоборот, помня о прошлом и живя настоящим, пытаться сегодня строить свое будущее. Признание же Геноцида со стороны Турции никакого толчка развития нам не даст. Сегодня необходимо развиваться независимо от этого, всегда держа в приоритетах наших планов то, что нынче находится как бы «за балансом».
Даллакян Мгер
**********************************
Список литературы:
1. Демоян Г. Выйти из оков комплекса жертвы / Беседу вел К. Агекян // Анив. 2009. № 2. URL: http://www.aniv.ru/archive/9/vyjti-iz-okov-kompleksa-zhertvy-intervju-s-gajkom-demojanom/ (дата обращения: 06.04.2015 г.).
2. Симонян А.К. Микаэл Налбандян / М.: Молодая гвардия, 1984. 366 с., ил. (Жизнь замечательных людей).
3. Демирчян Д. Армянин // Анив. 2010. № 5. URL: http://www.aniv.ru/archive/19/armjanin-derenik-demirchjan/ (дата обращения: 06.04.2015 г.).
4. Григорьян Э.Р. Как нам устроить армянское государство? Взгляд из Москвы. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=3118 (дата обращения: 06.04.2015 г.).
5. Абрамян А. Все - настоящее чудо // «Аравот» от 27 декабря 2014 г. URL: http://ru.aravot.am/2014/12/27/185895/ (дата обращения: 06.04.2015 г.).
6. Абрамян А. Актуальные мысли Вазгена Саркисяна // «Аравот» от 12 января 2015 г. URL: http://ru.aravot.am/2015/01/12/185945/ (дата обращения: 06.04.2015 г.).
7. Зарян К. Странник и его путь: роман / пер. И. Карумян. Ер.: Наири, 2012. 592 с.
8. Арзуманян Р. Континуум войны и западная военная культура // 21 век. 2006. № 2. С. 35-77.
9. Дабаг М. Выбор слов (начало) / Беседу вел А. Хечоян // Анив. 2010. № 1. URL: http://www.aniv.ru/archive/21/vybor-slov-intervju-s-migranom-dabagom/ (дата обращения: 06.04.2015 г.).