Единственный построенный по канонам Армянской апостольской церкви храм в Северных и Балтийских странах находится в Риге. Свою историю церковь ведет с 1996 года. По просьбе армянской общины власти Риги выделили в пользование землю на улице Коюсалас в районе Краста. Еще в 1990 году на Бастионной горке в Риге был установлен традиционный крест-камень хачкар в память о жертвах геноцида армянского народа. Второй хачкар поставили на новой земле. Затем решили строить свой храм. Как-никак в Латвии самая большая в странах Балтии армянская диаспора — более пяти тысяч человек. Многие осели здесь еще в советское время, окончили вузы, работали на благо новой родины.
Ни шатко ни валко строительство шло восемь лет и сдвинулось с мертвой точки лишь в 2005 году, когда в Латвию прибыл новый настоятель — Тер Хосров Степанян, на счету которого три возведенные под купол армянские церкви. Собрав общину, он спросил: «Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы довести начатое до конца?» Подумав, армяне ответили: «Лет семь-восемь». — «Тогда вы еще не знаете своих сил!» — заявил Тер Хосров.
Церковь удалось достроить за год и два месяца. Трудились всем миром: кто-то помогал физически, кто-то материально, кто-то духовно... Армянские рестораторы организовали вахту: трижды в день один из них накрывал стол для строителей. Шашлыки ели регулярно. В результате когда стройку принимали и прораб встал на весы, оказалось, что он поправился на девять кг.
Канонически храм еще не освящен — для этих целей в Латвию приглашен его святейшество Верховный Католикос Гарегин Второй. Но и сейчас каждое воскресенье и по праздникам здесь ведутся службы. Здесь крестят детей, венчают молодоженов, отпевают усопших...
К примеру, в канун 1 сентября здесь проходила особая литургия для первоклашек: священник благословил их на добросовестную учебу. Ближайший праздник Святого животворящего Креста — 12 сентября... После службы — всегда долгие чаепития и беседы. Впрочем, и все остальное время жизнь бьет ключом.
— Наши двери открыты для всех. Сюда приходят не только армяне, но и русские, латыши, литовцы, украинцы... — рассказывает отец Хосров. — Одно белорусское семейство приезжает на службы из местечка за 60 км от Риги. Свою дочь они крестили у нас — при крещении ей дали имя в честь христианской армянской святой Рипсимэ.
Ходил сюда латыш Эдгар. До этого он должным образом не заботился о своих родных. А тут увидел, как это делают армяне: старшие заходят — младшие встают и за стол не сядут, пока их родители не сядут... Сейчас Эдгар живет в Норвегии, мы переписываемся, он гордо рассказывает: «В этом месяце я послал деньги своей бабушке». Приятно.
Как-то к нам заглянул профессор Янис Полис, создатель знаменитого лекарства — ремантадина. Он живет неподалеку в социальном доме (увы, сейчас попал в больницу). Потом он стал гостить регулярно и приводить соседей по дому. Мне нравится общаться с этими старцами, которые прожили жизнь в атеизме, вроде отрицают Бога, но говорят такие мудрые слова. Что доказывает: в душе они верующие люди...
Во время «Новой волны» меня познакомили с отцом Филиппа Киркорова. Я стал с ним общаться по-русски — он обиделся. Оказалось, что Бедрос прекрасно знает армянский. Он попросил показать ему церковь, провел здесь шесть часов: пел песни, церковные и народные. А после закрытия фестиваля снова приехал к нам.
В этом году на «Волне» победила Сона Шахгельдян — и всей командой приехала к нам. На ту же службу прибыл и гастролировавший в Риге виртуоз народного инструмента дудук Дживан Гаспарян... А еще в Юрмале отдыхал Гарик Мартиросян, мой давний друг, он сюда наведывался с семьей... Вот такая бурная жизнь!
Во время строительства я специально оставил за храмом круглую площадку для праздничных гуляний. Тут проходят концерты, танцы, тут накрывают столы, открывают все ворота и приглашают всех...
Где бы ни жил армянин, он всегда будет горой стоять за своих. В год в мире проводят по нескольку телерадиомостов в помощь Армении. На последнем за 12 часов армяне всего мира перечислили 18 млн. долларов на строительство дороги из Армении в Карабах. И это в кризис!
И все же когда местные армяне говорят тост за Армению, они не забывают поднять бокал и за Латвию, которая дала им возможность реализоваться.
Что такое Армянская апостольская церковь?
Одна из древнейших в мире. Принадлежит к семье древневосточных православных (вместе с Эфиопской, Коптской, Сирийской, Индо-малабарской). Основана апостолами Фаддеем и Варфоломеем.
По легенде, опальный царь Трдат III в 287 году прибыл в Армению с римскими легионами, чтобы вернуть престол. Он совершал обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анапит, но его сподвижник христианин Григорий отказался принести жертву идолу, за что угодил в темницу. Царь велел арестовать христиан «с конфискацией имущества» и казнить всех укрывающих христиан.
Злодейство привело Трдата к тяжелому нервному заболеванию. Его сестре приснилось, что брата может исцелить лишь Григорий. Освобожденный узник захоронил мощи убитых по приказу Трдата и после 66-дневной проповеди христианства исцелил царя. В 301 году Трдат принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении.
Явившийся Григорию ангел указал, где поставить храм, который назвали «Эчмиадзин» — «сошел Единородный» (т. е. Иисус Христос).
Армяне считают, что при разных формулировках у них с православной церковью вероучение одно.
Армянская церковь принимает семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение (рукоположение), соборование.
В 2009 году один из прихожан рижской армянской церкви Арно Тер-Сааков выкупил у муниципалитета землю под храмом и подарил ее Рижской армянской церкви и общине.
Для усиления духа предков из Армении были привезены два мешка отчей земли, которую высыпали на территории.
Это событие было в некотором роде предначертано Арно... фамилией. Ведь приставка «Тер» означает принадлежность к духовенству — она досталась в наследие от далекого предка-священника.
Сам Арно армянин по отцу, предки которого более 100 лет не жили на территории Армении. Армянского языка он, к сожалению, не знает, но свою принадлежность к диаспоре ощущает остро:
— В детстве я часто приезжал к бабушке в Туркмению, где жила большая часть нашей семьи, там проникся патриархальной дружной жизнью южной семьи. Моя мама латышка (и мой первый язык был латышский), но она часто говорила: «Я армянка». Ее все знали и любили в рижской общине, она была готова всех согреть и всем помочь. Моя жена русская, но и она пропитана армянским духом. По ее настоянию наших детей мы назвали армянскими именами.
Я считаю своей родиной Латвию — страну, где родился, вырос и прожил всю жизнь. Но Армения для меня всегда будет Отчизной. Старшего сына Арсена мы крестили в Москве, в небольшой армянской церкви на Ваганьковском кладбище. Одновременно с ним крещение приняли мой отец и я.
Когда в 2000 году родилась дочь, я узнал, что здесь строится армянская церковь, и поехал смотреть. Увидел бетонную коробку с расшатанной деревянной лестницей и три бетонные плиты на месте алтаря. Настоятеля тогда еще не было. В 2001 году в еще не достроенной церкви крестили дочку. Обряд совершил Эрзас Нерсисян, ныне занимающий высокий пост архиепископа Новонахичеванской и Российской епархии — это большая честь для нашей семьи.
Строительство то шло, то останавливалось. Процесс напоминал возведение знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне — на народные деньги и народной волей. Таким же символом армянской воли стала эта церковь. Узорные мраморные полы, фрески с библейскими сюжетами, витражи — все создано руками местных умельцев и подарено церкви.
Люди приходят сюда не только помолиться, но и просто пообщаться: узнать последние новости, обсудить наболевшее, спросить совета, отметить праздник. Приносят угощение и садятся за дружный стол. Здесь же устраиваются деловые встречи. В этом году тут были мэр Еревана Гагик Бегларян и мэр Риги Нил Ушаков...
Первый иеромонах Маркос Оганесян, ныне епископ Гехаркуникской епархии, сумел задать дух этому месту. Нынешний наставник Тер Хосров довел до конца стройку и сплотил диаспору. Его любимая поговорка — «Одна рука не хлопает». Только вместе мы сила!
Новости Латвии на Pribalt.info