25 декабря в ереванском кинотеатре "Москва" состоялся премьерный показ долгожданной киноленты Вигена Чалдраняна "Молчание Вардапета", посвященной великому Комитасу. Фильм приурочен к 100-летней годовщине Геноцида армян в Османской Турции. Проект реализован Министерством культуры РА в лице Национального киноцентра. Фильм поддержала и продюсерская компания "Шарм-Холдинг", которая будет заниматься дистрибуцией фильма и его дальнейшим продвижением не только в отечественном, но и в зарубежном прокате. После премьеры "Молчание Вардапета" будет демонстрироваться во всех без исключения кинотеатрах страны.
ФИЛЬМ, ПОВЕСТВУЮЩИЙ О ЖИЗНИ ВАРДАПЕТА КОМИТАСА, МЕЧТАЛ СНЯТЬ ЕЩЕ ГЕНРИХ МАЛЯН. Он даже написал сценарий, начал подготовку, искал исполнителей главных ролей. Малян нашел актера на роль Комитаса в детском возрасте и в зрелости. А вот исполнителя среднего возраста так и не выбрал, и режиссер решил оставить эту работу и заняться другими проектами в ожидании лучших времен... Прошло почти 30 лет. И вот уже в новейшей истории отечественного кино самый, наверное, знаменитый представитель, что называется, авторского ее направления в нашей стране, Виген Чалдранян, взялся снять фильм о Комитасе. Замысел автора никоим образом не касается маляновской идеи. Впрочем, будем надеяться, что сценарий классика, мэтра армянского кино Чалдранян все-таки прочитал и извлек из него некоторые советы, уроки, которые непременно помогли бы ему в работе над столь сложной и ответственной темой.
Комитас - во многих смыслах фигура трагическая. Великий композитор, которому рукоплескала вся Европа и перед которым вставал на колени сам Клод Дебюсси. Великий музыкант, который спас от забвения жемчужины народной музыки и обогатил ими нашу музыкальную сокровищницу. И не только ими, но и своими сочинениями и переработками. А потом настал 1915 год, когда в Османской империи было истреблено армянское население, а главное - его элита... Была уничтожена значительная часть армянской интеллигенции, проживающей в Анатолии, - носители нашей национальной культуры, деятели искусства, которые двигали общество вперед, способствовали его прогрессу. Народ был обезглавлен. И Вардапет замолчал… Долгие 20 лет он провел в Париже, в психиатрической клинике города Вильжюиф. Он был словно в заточении. Он сошел с ума, потерял рассудок, видя зверства, которые чинили турки над армянами, он потерял контакт с внешним миром? Или?..
ВИГЕН ЧАЛДРАНЯН ВЕДЕТ ПЕРЕКРЕСТНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ГДЕ СОБЫТИЯ, которые произошли 100 лет назад, вступают в диалог с днем сегодняшним, когда времена сопоставляются в ожидании исторической правды и справедливости. А внутри целой панорамы эпох выступают современный интеллигент и та действительность, которая его окружает. В центре сюжета - писатель Эдгар Новенц, преподаватель факультета журналистики. Долгие годы его беспокоит судьба Комитаса, пребывающего в "доме скорби" после страшных событий начала прошлого века в Турции. Он всячески пытается освободиться от всего, но великая боль армянского народа и Комитас как символ этой великой драмы преследуют его на каждом шагу, не давая покоя. И он начинает писать, потому что не знает, о чем так долго молчал Вардапет...
Новенц буквально одержим идеей написать роман о Комитасе. И чтобы это, по сути вымышленное произведение стало правдивым, решает пройти весь путь мученичества своего героя, вплоть до его последнего пристанища - психиатрической больницы. Новенц опирается на исторический материал, архивные документы и различные психологические выкладки, чтобы раскрыть тайны парижского периода жизни Комитаса, понять великую трагедию Вардапета и всего армянского народа.
По этой ленте четко видно, что Виген Чалдранян отошел от традиционного реалистического повествования и порой пользуется более абстрагированными средствами выразительности. Говорит он иносказательно и метафорично. Его символическое повествование полно аллюзий, однако емко и многогранно. "Мне кажется, что Комитас был послан нам свыше как совесть всего народа. И сегодня перед нами стоит дилемма вновь прийти к совести, вернуться к Комитасу, к тем ценностям, которые он создал и сумел сохранить. Лично для меня Комитас - спаситель, культурный спаситель. С его молчанием весь мир умолк... Главный герой моей картины Эдгар Новенц говорит, что Комитас замолчал, чтобы однажды весь мир начал бы говорить. И сегодня мир говорит!.. Это трудная тема. Я понимаю, что сегодня наш экран заполонен отнюдь не такого рода фильмами. Но, когда работаю, я не задумываюсь, для кого создаю картины. В центре всех моих работ всегда и неизменно стоит человек. Мои фильмы созданы для человека. Художник, если он поистине таковой и у него есть миссия, не может не заниматься творчеством. В течение жизни в нем накапливаются впечатления, наблюдения, человеческие судьбы, интересные истории - материал, на основе которого ему необходимо создавать что-либо. А уже плоды своей работы он отдает на суд народа, которому, собственно, и принадлежат эти произведения. В кино, в искусстве вообще меня интересует человек, и только он",- признается Виген Чалдранян. Режиссер замечает, что не любит говорить о своих фильмах, потому что кино - это искусство, которое нужно видеть. Чалдранян отмечает значимость темы, затронутой в картине. И значение это увеличивается с каждым годом. А остальное – как любит говорить автор, "экран покажет".
ЧТО Ж, ЭКРАН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОКАЖЕТ, РАССКАЖЕТ И ПОДСКАЖЕТ ВСЕ. А пока о производстве киноленты. Фильм снимали в Армении и за ее пределами. Часть картины сняли даже в Китае. При действенной поддержке Министерства иностранных дел РА и Посольства Армении во Франции режиссер и вся съемочная группа получили исключительную возможность снимать по всей Франции и, в частности, в Париже. Также им в порядке исключения дали пропуск в психиатрическую больницу французского города Вильжюиф, где Вардапет Комитас провел последние годы жизни. Чалдранян рассказывает, что именно здесь они сняли ключевые для фильма эпизоды. Они сумели открыть архивы больницы и получили доступ к редким документам, на основе которых и сумели воссоздать болезнь Вардапета. Именно в Вильжюиф они сумели раскрыть также и личную переписку Комитаса, прочитать его письма, увидеть подлинники рукописей, которые проливали свет на многие темные углы этой истории. Чалдранян рассказывает, что особенно трогательным для них был сад больницы, где 100 лет назад любил гулять Комитас. Теперь здесь стоит его бюст, увековечивающий память об этом великом человеке и композиторе.
Виген Чалдранян уверен, что сегодня именно такое национальное кино способно представлять страну, нацию на международной арене. По его словам, политика, экономика и все остальные отрасли жизнедеятельности, конечно, очень важны. Однако именно искусство и искусство, воплощенное в визуальных образах, такое как кино, способно сильнейшим образом воздействовать на крупные массы людей, распространять идеи. А главное - эмоционально задевать зрителя. "Кино - это оружие. Кино - это великая дипломатия",- говорит режиссер.
Мария Токмаджян, "Голос Армении"