Почти все культурные мероприятия завершающегося года прошли под знаком 100-летия Геноцида армян. Этот трагический юбилей не оставил равнодушным ни одного подлинного деятеля искусства во всем мире. И каждый по-своему попытался откликнуться на него. Среди большого количества выставок, спектаклей, концертов, фестивалей, гастролей, посвященных этой дате, были и свои художественные вершины. Среди них особое место занимает спектакль театра им. Грачья Капланяна "Парижский приговор".
АВТОРАМ СПЕКТАКЛЯ - ПРОСЛАВЛЕННОМУ ДРАМАТУРГУ ПЕРЧУ ЗЕЙТУНЦЯНУ, одному из лучших режиссеров армянского современного театра Армену Хандикяну, его соратнику - сценографу Карену Григоряну, а также блестящему актерскому ансамблю удалось сделать то, что выводит спектакль за рамки театрального события и делает его частью духовной жизни общества. И как подлинно национальное произведение он приобретает не только общечеловеческое звучание, но и поднимает на новую ступень мастерства весь театр.
Пьеса Зейтунцяна на остросоциальную тему (суд над членами боевой группы им. Егии Кешишяна, участниками операции "Ван" по захвату Посольства Турции в Париже 24 сентября 1981 года) весьма непроста для сценического воплощения. Она требует глубокого проникновения в беспокойную ищущую мысль автора, в те важнейшие философские, политические вопросы, которыми он взволнован и предельно заинтересован. Ставить судебный процесс, где нет никаких выигрышных зрелищных сцен, реализовать его исключительно средствами театра, т.е. на языке театра - задача не для слабых духом. Но капланяновцам это удается. На высоком художественном уровне театр отразил в своем спектакле сложную, ответственную и болезненную для всего армянства, незаживающую, как кровавая рана, тему Геноцида.
Театр с блеском решает свою самую главную задачу - достучаться до сердца каждого сидящего в зале. Спектакль смотрится на одном дыхании, пробуждая активную мысль зрителя, заставляя его новыми глазами посмотреть на воскресшую перед ним картину чудовищной трагедии. Он чувствует, какая вековая история воскресла из пепла гонения и беженства, какой зов эхом отдается в ушах и какие священные слова отзываются в биении сердца, в нервных толчках крови у этих четырех героев спектакля, сидящих на скамье подсудимых. Это не сценические образы подсудимых (спектакль глубоко реалистичен в самом своем существе), это материализованное воплощение обобщенного духовного мира народа, когда в каждом движении ощущаешь мощь самообладания, сдержанность храма Рипсиме, удивительную волю к жизни, ответственность перед исторической Родиной, отражение национального достоинства. Эти патриоты не были свидетелями трагедии: самому старшему из них 24 года. Но в их сердцах так же, как и в сердце любого армянина, отозвались слезы и стоны, раздававшиеся в пустыне Дер-эр-Зора, казалось бы, стихшие, растворившиеся в пространстве и времени, отозвались и прорвались памятью. Рискуя собственными жизнями, они заставляют мир зримо увидеть и понять давнюю трагедию: мир ведь склонен забывать горькие уроки прошлого.
Великолепен весь актерский ансамбль. По самобытности, талантливости художественной формы, по свежести театрального языка "Парижский приговор" - явление выдающееся. Спектакль захватывающе драматичен, но не мрачен, его драматизм освещен плодотворной мыслью. Неизбежность, закономерность победы - вот общий вывод, сделанный авторами спектакля от всего сердца с высоким художественным мастерством.
УХОДЯЩИЙ ГОД БЫЛ БОГАТ И ЯРКИМИ КОНЦЕРТАМИ, ГАСТРОЛЯМИ. Особенно насыщенным и сенсационным выдался апрель, отмеченный прежде всего неповторимыми общественно-религиозными событиями: это богослужение в Соборе Св.Петра в Ватикане и речь Папы Римского Франциска, посвященная Геноциду, затем прошедшая в Эчмиадзине 23 апреля канонизация жертв Геноцида и, наконец, церемония поминовения жертв трагедии в Цицернакаберде 24 апреля. Отсвет этой скорбной даты наблюдался во всем, что происходило дальше. Национальный академический театр оперы и балета им. А.Спендиарова, где проходили главные события, напоминал бастион, который ежевечерне штурмовали зрители. Давно в один месяц не было такого наплыва артистов высокого ранга. И какие имена в течение короткого времени: выдающийся артист Евгений Кисин, прославленный виолончелист Александр Чаушян (Великобритания), один из мощных представителей современного дирижерского искусства Алан Алтиноглу (Франция), Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, давший три незабываемых концерта с богатой программой, встреча с прославленной оперной дивой Марией Гулегиной, вызывающей к себе недюжинный слушательский интерес.
Самое яркое впечатление от сольного концерта пианиста Евгения Кисина, прошедшего в рамках фестиваля "Ереванские перспективы" под высоким патронатом президента республики Сержа Саргсяна. Инициатива руководителя фестиваля, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян всегда похвальна - приглашаются исключительно самые громкие имена: есть что послушать и над чем поразмышлять. Вот они и дали достойный старт месяцу, пригласив Кисина с его аристократически изощренным вкусом и благородно-рыцарским стилем исполнения, с его неземной красоты фортепианным звуком, с его максимализмом и неукротимым духом пьянящей свободы.
Не менее значительной была и встреча с французским дирижером армянского происхождения Аланом Алтиноглу. Сегодня среди звезд первой величины на мировом дирижерском горизонте он занимает одно из первых мест. Его считают королем оперы, но он широко известен и как симфонический дирижер.
После жаркого лета нас ждал концерт Израильского филармонического оркестра под управлением легендарного Зубина Меты. Единственный концерт прославленного оркестра и его маэстро состоялся в начале сентября в зале Академического оперного театра по инициативе руководства фестиваля "Ереванские перспективы". Это был прекрасный подарок слушателям в начале осени в рамках 100-летней годовщины Геноцида армян. Немецкая, русская и австрийская музыка нашли в его лице прекрасного интерпретатора. Публика испытывала величайшую радость от согласного звучания оркестра, от каждого аккорда. До сих пор слышу ту вдохновенную музыку и вижу небольшую импозантную фигуру во фраке (маэстро приехал к нам на третий день после перенесенной операции и во втором отделении дирижировал сидя), слегка откинутую назад голову, жест четкий, сдержанный.
В НАЧАЛЕ КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА ВЗЯЛ СТАРТ ТРАДИЦИОННЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ фестиваль классической музыки, инициатором которого являются руководство Национального филармонического оркестра, главный дирижер и художественный руководитель Эдуард Топчян и известный виолончелист Александр Чаушян, давно заслуживший мировое признание, представляющий Армению во всем мире, но не удостоенный звания заслуженного деятеля искусств у себя на родине. Вот такой парадокс. Фестиваль проходит при содействии Министерства культуры РА и под патронатом первой леди Риты Саргсян.
В программах фестиваля были восемь симфонических и камерных концертов, в которых приняли участие 30 исполнителей из разных стран: России, Норвегии, США, Великобритании, Израиля, Германии, Японии, Франции, Дании... Особенно примечательным было участие в фестивале знаменитого ирландского пианиста Барри Дугласа - лауреата VIII конкурса им. П.Чайковского, яркого скрипача Вадима Репина, немецкого кларнетиста Фукса Венцеля, скрипачей Иды и Ани Кешкешян (США), Левона Чилингаряна, Ануш Никогосян (Армения), известного флейтиста Массимо Мерчелли (Италия), композитора и пианиста Артура Аванесова и виолончелиста Арама Талаляна (Армения).
Весьма отрадным было и общее впечатление от концерта Государственного молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна в рамках III международного фестиваля им. А.Хачатуряна, прошедшего в Большом зале Армфилармонии под патронатом президента Сержа Саргсяна, посвященного юбилею, - 95-летию выдающегося композитора Александра Арутюняна. Было радостно вновь встретиться с исполнительским искусством российского трубача Сергея Накарякова, наших соотечественников, живущих ныне за рубежом, - известных артистов: виолончелиста Микаела Ахназаряна и скрипача Зория Тадевосяна.
В возвышенной атмосфере отмечалось 100-летие Геноцида на концерте в Москве в Большом зале консерватории 23 апреля, где был исполнен грандиозный Реквием выдающегося русского композитора Артемьева для солистов, двух хоров, органа и полного симфонического оркестра в исполнении Государственной капеллы им. А.Юрлова, хора мальчиков Хорового училища им. А.Свешникова, Российского национального оркестра (главный дирижер М.Плетнев) под управлением Эд.Топчяна и солистов. О высочайшем уровне исполнения писала в нашей газете присутствовавшая на концерте в Москве Маргарита Рухкян.
Юбилейный год прошел на самом высоком уровне и благодаря гастролям наших коллективов - лучшего в мире хорового коллектива (определение композитора К.Пендерецкого) "Овер", Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна и Государственного молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна. И, наконец, впечатления от юбилейного года были бы неполными без фантастически ярких выступлений пианистки Светланы Навасардян и дирижера, пианиста Ваагна Папяна, завершивших год на самой высокой ноте.
Наталия Гомцян, "Голос Армении"