"Церковь Святой Богоматери и ее территория принадлежат армянам, что является таким же ясным и вечным, как солнце". Об этом лично написал в своем решении один из турецких султанов в свидетельстве о собственности Баязетской епархии ААЦ (Догубаязит, современная Турция).
Вопрос о возвращении церковного имущества Армянской Апостольской Церкви актуален не первый год. Два года назад Католикос Всех армян Гарегин II и Католикос Великого Дома Киликийского Арам I в своем совместном выступлении призывали Турцию вернуть армянские церкви и церковное имущество.
В интервью порталу Sputnik Армения заведующая научно-исследовательским отделом Национального архива Армении Гоар Авакян рассказала подробности документов о владениях и имуществе, принадлежащих ААЦ. Это были письменные свидетельства, документы эпохи Османской империи.
В те годы писали арабской вязью на смеси из турецких, арабских и персидских слов. При этом сотрудники Нацархива называют этот язык "османским", чтобы было понятно. Сейчас все документы переводятся на армянский язык, а весной в свет выйдет книга.
"К счастью, в фонде канцелярии Католикоса всех армян мы совершенно случайно обнаружили десятки документов, которые относятся к имуществу, принадлежащему армянским церквям провинций Ван и Эрзрум (территория современной Турции)", — рассказала Гоар, аккуратно доставая с чистых полок большую папку с документами.
Это были свидетельства о владениях, принадлежащих Армянской Апостольской Церкви.
"К сожалению, у нас хранится не так много документов, свидетельствующих о владениях, принадлежащих церквям в действующих провинциях Западной Армении. Традиционно все свидетельства направлялись в Константинопольский Патриархат, а в восточную Армению поступало мало подобных документов", — пояснила Гоар.
Далее она рассказала интересную историю о том, как документы оказались во владении Нацархива.
По ее словам, в годы Великого Егерна, в частности, в 1915 году, викарий Баязетской епархии, протоиерей Нерсес Каджберун во время гонений смог спасти все эти документы и привезти в канцелярию Первопрестольного Эчмиадзина.
"Благодаря этому священнослужителю, у нас сейчас есть около 160 свидетельств о владениях, которые написаны на "османском" языке. Кстати, этот священник, когда доставлял документы, попросил обратить внимание на то, что он, рискуя жизнью, привез ценные документы, а не драгоценности, например", — сказала собеседница портала Sputnik Армения.
Гоар пояснила, что, когда речь идет о владениях и имуществе, то это не только здание церкви, но и магазины, поля, земли, различная недвижимость, в том числе школы, и многое другое. При этом все, что принадлежало той или иной церкви имело какую-то конкретную цену.
"Все эти свидетельства когда-то выдавались со стороны государства. То есть, по этим документам можно было понять, что и кому принадлежит", — добавила она.
Далее она открыла большое письмо от того самого турецкого султана, чье имя пока не уточняется. В нем большими буквами было написано послание, которое, по сути, являлось решением султана, где он и говорил о том, что церкви принадлежат армянам.
У международных экспертов будет доступ к изучению всех представленных документов, которые являются очень важным доказательством того, что именно находилось в введении ААЦ.
Сейчас начался нелегкий процесс перевода документов на армянский язык с "оcманского", который в свою очередь является смесью арабского, турецкого и фарси. Книги появятся на прилавках в марте-апреле этого года, работа будет напечатана на армянском, русском, и возможно, на английском языках.
"Процесс идет сложно, поскольку есть названия конкретных мест на турецко-арабском языке, поскольку сам "османский" язык представляет собой смесь фарси, турецкого и арабского языков. В первопрестольном Эчмиадзине уже откликнулись, и готовы оказать руку помощи в процессе печати. Я неисправный оптимист. Я считаю, что все старания и труды приведут к хорошим результатам и не пройдут даром. Не знаю, когда это случится, но справедливость восторжествует. Я верю в это", — заключила Гоар.
В подсобке архива пахло историей и старинными бумагами. Особая атмосфера заставляла узнавать как можно больше. Что же происходило до нас? Конечно же, невозможно за один день изучить такое количество интересных документов, но свидетельства на "османском" языке, о которых недавно рассказал журналистам директор Национального архива Аматуни Вирабян, оказались в центре нашего внимания.
Остается подождать до того момента, когда все документы будут переведены на армянский и русский язык, чтобы любой желающий смог ознакомиться с темными страницами истории, которые Турция так тщательно пытается скрыть, и даже уничтожить.
Ани Липаритян, Sputnik