«Ледниковый период» в отношениях Турции и России обещает стать затяжным. Об этом, в частности, свидетельствует свежее заявление Ростуризма, который во вторник на своем официальном сайте предупредил неорганизованных туристов об угрозе попасть в плен к ИГИЛ. Со ссылкой на данные «компетентных органов» ведомство сообщило, что лидеры этой международной террористической организации планируют захваты заложников из числа россиян, находящихся на территории Турецкой Республики, чтобы потом использовать их как живой щит в боях с сирийской армией или для публичных казней.
Конечно, туманные предупреждения Ростуризма можно расценить как попытку воздействовать на тех граждан, которые продолжают посещать Турцию на свой страх и риск. Вот, собственно, страх и провоцируют, намекая на риски. Причем риски вполне очевидные после недавнего подрыва группы иностранных туристов на главной площади Стамбула между двумя ключевыми достопримечательностями города. Но одновременно такая риторика властей ясно говорит о том, что противоречия между Россией и Турцией остаются неразрешимыми, и нет ни малейшего повода надеяться на скорую отмену санкций.
Пойти на такой шаг Россия могла бы только в одном случае — если Турецкая Республика изменит парадигму своей внутренней и внешней идеологии, отказавшись от поддержки некоторых угодных ей, лояльных экстремистских движений, включая ее же «Серых волков», того же ИГИЛ и ему подобных, полагает политолог-востоковед Каринэ Геворгян. Но пока у власти в стране стоит Эрдоган, этого точно не произойдет. Так что и говорить о каких-либо перспективах отмены санкций преждевременно. «Если наша страна на это пойдет, это будет расценено как потеря лица», — пояснила эксперт «Ридусу».
Праздник непослушания
Турция, судя по всему, вовсе не настроена искать компромиссов. Более того, она в определенной степени почувствовала вкус к празднику непослушания и теперь, скооперировавшись в стратегический союз с Саудовской Аравией, будет потихонечку проверять всех «на вшивость», прогнозирует политолог. Правда, обе страны имеют немалые имперские амбиции, претендуя на статус лидеров в регионе, но, возможно, они для себя этот мир Османской империи уже поделили.
«Наверное, турки пообещали Саудовской Аравии за ее деньги, что, пожалуйста, вы будете контролировать, предположим, Магриб и весь Аравийский полуостров, а мы будет создавать Туран, то есть пойдем на восток — Азербайджан, Туркмения, Средняя Азия до Алтая или Якутии. Там же пантюркийская идея, т. е. восстановления Османской империи, как ни странно, очень сильно переплетена с пантуранийской. И если пантюркизм говорит просто об общности тюркских народов и, в данном случае, о некотором их взаимодействии, когда они относятся к разным субъектам, то пантуранизм — это объединение всего азиатского пространства. То есть это Турция, которая распространяется на восток, а не на запад, в отличие от пантюркизма, который был больше нацелен в сторону Европы», — рассуждает эксперт.
Но действуют союзники достаточно осторожно. Для открытых нападок на такие сильные государства, как Россия, у них, даже в совокупности, нет соответствующих ресурсов. Поэтому они могут идти окольным путем, используя провокации, «войны по доверенности» и тому подобные инструменты.
Суета вокруг границ
Сегодня по периметру российских границ создается очень опасная ситуация: черноморский бассейн, район Крыма и Закавказье становятся регионами нагрева, отмечает политолог. Так, в частности, в Закавказье, по ее словам, можно считать размороженным конфликт в Нагорном Карабахе. Режим прекращения огня, подписанный в 1994 году, фактически нарушен: из крупнокалиберных орудий обстреливается не только территория самого Нагорного Карабаха, но и непосредственно Армении. Одновременно в последние два месяца, по данным армянских военных, наблюдается повышенная активность в Нахичеванской автономии (эксклав Азербайджана, который граничит с Ираном, Арменией и Турцией), куда стягиваются бойцы ИГИЛ, и их там уже около тысячи. Также наблюдается наплыв исламских радикалов в Аджарии.
Если считать, что любая военная операция готовится минимум полгода, а настоящая операция с применением сложных вооружений — порядка 9 месяцев, не исключено, что месяца через четыре, то есть весной, там может быть наступление, скорее всего, в район Мегри, прогнозирует Каринэ Геворгян. Это район Армении, который как бы перерезает связь между Нахичеванем и Азербайджаном. «Разумеется, Турция, которая способствует появлению этих людей, схватится за голову, может быть, даже предъявит трупы пограничников и выставит себя в качестве пострадавшей стороны», — полагает эксперт.
Понятно, что истинной целью этой игры является отнюдь не безобидная маленькая Армения. Расчет на то, что в случае нападения на данную страну России придется встать на ее защиту в рамках ОДКБ. Правда, пока ни эта организация, ни Москва, ни ОБСЕ на обстрелы Армении не реагируют, отмечает политолог, хотя там гибнет немало людей, в том числе мирных жителей.
Пятый путь
Турция — амбивалентная и дипломатически опытная страна, привыкшая играть на противоречиях России и Европы, которые ей выгодны, и так будет всегда — само географическое положение страны, по сути, диктует подобную политику. При этом она пытается набрать очков, действуя и в некоторой парадигме западной политики. Не всей! — подчеркивает Каринэ Геворгян. По ее словам, в США она замечает очень интересные движения в правящей элите и в стратах этой элиты, которые начинают осознавать, что ресурсы страны все-таки недостаточны для того, чтобы контролировать весь мир. К тому же, в значительной степени они уже исчерпаны — государственный долг у США колоссальный. «Поэтому они хотят страну ресуверенизировать, в этом смысле тоже ищут поддержки и готовы к диалогу», — констатирует эксперт.
По ее словам, европейцы из старых европейских элит, впрочем, довольно влиятельных до сих пор, и некоторые страты американской элиты недовольны Турцией, причем давно. «Они даже иногда на полузакрытых мероприятиях говорят, что надоело это государство, создает столько проблем, пора его упразднить. Я это слышала еще в 1995 году, — рассказывает эксперт. — Но я не думаю, что они пойдут так далеко. Им тоже всегда в определенной степени выгодны эти разборки между Турцией и Россией. Они тоже на этом что-то наваривают».
А вот навар России весьма и весьма невелик, поэтому ей необходимо найти свой способ решения этой проблемы. И он есть, уверена политолог. Но для этого Москве придется отказаться от части собственных амбиций и обратить внимание на Казахстан, который, по мнению эксперта, в каком-то смысле расположен в центре тюркского мира и может стать его флагманом.
«У Казахстана такое геополитическое положение, что он вынужден сотрудничать со всеми и раскладывать яйца в разные корзины, что и делает. У Казахстана нет таких исторических и этнических проблем, которые создала Турция. Казахи не резали никакие народы, — напоминает Каринэ Геворгян. — И, кстати, меня очень заинтересовала статья Назарбаева (она, по-моему, в 2010 году была опубликована), которая называлась „Пятый путь“. Между прочим, „пятый путь“, с точки зрения разных мистических практик, — это путь любви. И, я думаю, он не случайно использовал это словосочетание. Так что у Казахстана есть все основания претендовать на подобный статус. И Россия должна его поддержать и настаивать, что центром тюркского мира должен стать Казахстан, потому что Турция себя дискредитировала».
Екатерина Трофимова, http://www.ridus.ru