Сирийка Манар бежала в Латакию из оккупированного боевиками «Джебхат ан-Нусра» (запрещенная в России террористическая группировка) Алеппо. Сейчас 25-летняя женщина работает в местном ресторане, чтобы заработать на пропитание двоих своих детей. Еще до войны Манар развелась с мужем, поэтому надеяться ей приходится только на себя.
«В Алеппо я жила именно в том районе, где квартировалось значительное
число террористов. Я мусульманка, причем суннитка, всегда ношу хиджаб,
но они требовали еще большей закрытости, постоянно издевались и
угрожали. Женщине выйти на улицу при «Джебхат ан-Нусра» было проблемно.
Унижение – не самое худшее. Со словами «Аллах акбар» любой боевик мог
просто взять вас за руку и увести с собой в качестве жены. Такое
случилось со многими девушками! Зачастую просто воровали и насиловали».
Рассказывая это, Манар не может сдержать слез.
Не менее страшна
была жизнь под властью боевиков тех, кого хотя бы гипотетически
подозревали в сотрудничестве с государством либо в сочувствии
правительству Башара Асада. Этих людей убивали, пытали, а дома их
разрушали – причем, по словам нашей собеседницы, иногда минометами.
После этого боевики заявляли, что здания уничтожены огнем
правительственной артиллерии.
Власти Сирии организовали
гуманитарный коридор в Алеппо через блокпост в районе Бестан Касар.
Однако боевики заблокировали эту «артерию», попросту изымая все ценные
грузы, предназначенные для мирного населения. «В городе нельзя было
хлеба достать! Это неудивительно, учитывая, что в Бестан Касар постоянно
гибли люди от пуль снайперов – боевики не только морили голодом, но и
расстреливали мирное население! Потом эти смерти тоже сваливали на
государство», – продолжает женщина.
«Несколько домов в городе
«Джебхат ан-Нусра» превратила в тюрьмы, – продолжает Манар. – Те, кто
подозревался в недостаточной приверженности идеям джихада, содержались
там, подвергаясь пыткам и унижениям. Государственных тюрем и полицейских
участков, имевшихся в городе ранее, уже не хватало. Масса задержанных
была слишком велика».
Все это заставило нашу собеседницу бежать из
города, что удалось ей не без труда. Она нашла пристанище в Латакии,
где правительство реализует ряд программ помощи вынужденным
переселенцам. Кроме того, Манар, в отличие от тысяч других людей,
спасшихся из районов салафитской оккупации, смогла найти работу. Стоит
отметить, что она – суннитка, однако в алавитской Латакии чувствует себя
гораздо комфортнее, чем в салафитском Алеппо. Это ярко опровергает
претензии исламистов к Башару Асаду, касающиеся «неполноправного»
положения суннитского большинства по отношению к алавитскому
меньшинству. Даже недавнее освобождение Алеппо правительственными
войсками не может заставить женщину вернуться домой – огромное
количество домов разграблено, в городе почти нет электричества,
серьезные проблемы с отоплением, а все родственники Манар вынуждены
были, так же как и она, бежать в другие части Сирии.
Тем не менее
женщина уверена в том, что правительству удастся достичь победы над
экстремистами: «После этого мы снова станем одной страной – шииты,
сунниты, алавиты, христиане. Между нами не было и нет разницы».
Столь
же уверена в положительном исходе сирийского противостояния армянская
семья Бадржикянов из города Кесаб. Ее глава, Акоп, с оружием в руках в
составе отряда ополченцев освобождал свой город от оккупации «Джебхат
ан-Нусра». По его мнению, кризис в Сирии – не дело рук граждан страны:
«В моем доме в период оккупации жили боевики из Туниса, а вообще в нашем
городе были иорданцы, афганцы, чеченцы и многие другие. Огромную роль
сыграла в нашем горе и Турция. Когда «Джебхат ан-Нусра» захватила Кесаб,
вместе с салафитами в город ворвались целые подразделения турецкого
спецназа. От нового геноцида армянское население города спасли местные
мужчины-ополченцы, которые вступили с бандитами в бой, дав возможность
населению уйти. Однако, захватив Кесаб, турки привезли жителей своих
окрестных селений, которые погрузили все, что было у нас ценного, в
грузовики, прицепы тракторов и повозки и просто вывезли в Турцию».
«Особенно
страдали от действий исламистов и турок центры армянской культуры
Кесаба – наши церкви. Когда я, уже после освобождения города, приехал
сюда служить, я увидел лишь голые стены, оставшиеся от некогда цветущего
храма, – говорит священник Армянской протестантской церкви Жирайр
Газарян. – Оккупанты хотели не просто лишить нас материальных ценностей,
но и отнять нашу историю, нашу культуру».
Сейчас Кесаб, как и
Алеппо, освобожден, однако на восстановление города уйдет немало сил.
Армянское население вернулось сюда и готово не только жить на своей
родине, но и защищать ее от врагов.
А алавиты села Блута,
расположенного лишь в нескольких километрах от недавно павшего оплота
исламистов города Сальмы, до сих пор оплакивают своих родных и близких.
Около 200 жителей села было вывезено в Саудовскую Аравию, и до сих пор
от них нет никаких вестей. Остальные крестьяне лишились жизней.
«Салафиты заходили в дома и расстреливали мужчин. Просто приказывали
женщинам и детям отвернуться… и звучали выстрелы. Спаслись только
старики и те, кто понял, в чем дело, и бежали из деревни в долину. Таких
мало было… Они почти всех из нас вырезали», – рассказывает 78-летний
Харун Дииб. Старику повезло – его убивать не стали из-за возраста. «Мы
ждем победы, ждем, что наши братья вернутся из плена, говорят, их в
Саудовскую Аравию продали… И надеемся на армию и российских летчиков», –
вздыхает Харун.
Так выглядит современная Сирия глазами суннитов,
алавитов и армян-христиан – людей разных вероисповеданий, социального
положения, родов занятий и даже национальностей, но граждан одной
страны. Нанесенные войной раны будут кровоточить в Сирии еще долго,
возможно, не все пережитое забудется. Однако население страны верит в
установление мира, вопреки всему происшедшему ждет нарушенного
салафитской экспансией согласия и примирения общин.
Латакия–Кесаб–Блута
Антон Евстратов, http://www.ng.ru/