В Узбекистане торжественно отметили 110-летие со дня рождения народной артистки СССР Тамары Артемовны ПЕТРОСЯН, известной миру под сценическим именем Тамара Ханум. Гостями памятного вечера, организованного республиканской армянской общиной, стали многочисленные поклонники и почитатели народного исполнительского искусства.
Впервые оказавшись на сцене в двенадцатилетнем возрасте, она уже не покинет ее до конца своей жизни, а ее имя останется навсегда в числе зачинателей танцевальной традиции Узбекистана и займет достойное место среди знаменитых армянок всех времен.
ЕЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ СОВПАЛИ С ГОДАМИ, КОГДА В ТУРКЕСТАНЕ права женщины в обществе были ограниченны. Тогда, в грозном 1919 г., после своего первого выступления девчонке пришлось бежать без оглядки по узким улочкам Маргилана. Наконец остановилась и расплакалась, а из-за полуоткрытых калиток на нее глядели разъяренные старухи. Когда вытерла слезы и побрела дальше, из-за заборов в нее, осмелившуюся нарушить принятые устои, полетели камни и ругательства; восхищенные дети, побывавшие на концерте, окружили юную исполнительницу плотным кольцом и дали сражение женщинам, презревшим артистку с открытым лицом. А Тамара запела, пела звонко, подбадриваемая восторженными возгласами своих маленьких защитников.
В 1922 г. она впервые поехала с гастролями по Узбекистану, а в 1924 г. состоялся ее дебют на театральных подмостках Коканда, где с успехом шла постановка по поэме А. Навои "Фархад и Ширин", в которой (примечательная деталь) Тамара предстала в главной драматической роли армянской княжны. В том же году она поступает на хореографическое отделение Московского театрального техникума. В первом же концерте организаторы не знали, как величать юную танцовщицу. Один из администраторов, услышав, как за кулисами к ней обращались с почтительным "ханум", вывел на афише "Концерт с участием Тамары Ханум". Тогда, наблюдая за ее выступлением, Луначарский назвал молодую артистку "первой восточной ласточкой".

Трудно сказать, когда она стала по-настоящему легендарной. Когда была первой и единственной женщиной в этнографическом ансамбле, приглашенном в 1925 г. в Париж для выступления на Всемирной выставке декоративных искусств, или когда Айседора Дункан пришла к ней за кулисы и, не веря своим глазам, попросила пересчитать ее шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения, или когда в 1935 г. в Лондоне ее наградили золотой медалью Первого Международного фестиваля народного танца. Или когда в течение 45 дней она трудилась на сооружении Большого Ферганского канала, одновременно давая концерты для его строителей, или позднее, накануне и в годы войны, когда она дала тысячи концертов, исполняя для солдат песни Испании, узбекские и армянские танцы; в одном только 1943 г. она почти 11 месяцев оставалась в составе фронтовой бригады, давая шефские концерты на передовой и перед ранеными. Получила воинское звание капитана и была награждена медалью "За оборону Кавказа". Или когда переводила личные средства для поддержки конкретного боевого воинского подразделения, в т.ч. на счет танкового завода. Боевая машина с номерным знаком 77 и с ее именем на броне воевала на фронтах Великой Отечественной. Или когда выступала перед пионерами освоения казахстанской целины, строителями Братской ГЭС и железной дороги Чарджоу-Кунград. Одно очевидно: редко кто обладал столь безграничной популярностью и удостаивался такой же славы на всем евразийском культурном пространстве.
В СЕРЕДИНЕ 1930-х У НЕЕ РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ "ПЕСНИ И ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА". Обратившись к неведомому доселе амплуа, она изучает хореографию и песенную традицию народов братских республик и отдельных стран мира, основательно постигает быт, обычаи, этнические привычки людей, своеобразие их говора - словом все, что помогает понять душу каждого народа. Программу, в которую вошли более 300 песен и танцев народов СССР и десятков стран со всех континентов мира, она исполняла в стране и за рубежом на более чем 80 языках. С этой программой, явившейся синтезом разного рода фольклора на основе драматически насыщенного сюжета и ставшей венцом ее творческого пути, Тамара станет родоначальницей совершенно нового, единого песенно-танцевального жанра.
Ее способность к перевоплощению, смене жестов, походки, выражения лица была поразительной. Газета "Известия" напишет о ней: "Армянка по происхождению, она неотделима от узбекского национального искусства и раскрыла красоту песенно-танцевального творчества народов мира. По ее искусству люди учились понимать и ценить красоту и своеобразие разных культур. Ее дерзновенный полет души можно объяснить ее же словами: "Жить - значит петь". Она никогда не забывала своих армянских карабахских корней, и в 1989 г. по ее инициативе и при поддержке властей после десятилетий полного забытья была восстановлена в законодательном статусе деятельность республиканской армянской общины, а тысячи армян в разных поколениях в благодатной среде многонационального Узбекистана получили шанс сохранять и развивать свою национальную идентичность. Немыслимое в условиях главенства советской интернациональной политики явление.
В стенах дома, ставшего в 1994 г. мемориальным Домом-музеем великой артистки, она принимала дорогих своему сердцу гостей, посещавших Ташкент: Арама Хачатуряна, Святослава Рихтера, Галину Уланову, Дмитрия Шостаковича, Аркадия Райкина. Майя Плисецкая напишет в своем посвящении: "Тамара - путеводная звезда Востока", а писатель Мирзо Турсун-заде скажет: "Тамара Ханум - невеста народов. В нее влюбляются все, чьи танцы и песни составляют ее репертуар". "Мы очень любим вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые были открыты и исполнены вами в Индии" - слова, начертанные на памятном фото с актером и режиссером Раджем Капуром. "Если бы волны восторгов, аплодисментов, которые сопровождают выступления Ханум, могли бы одновременно зазвучать, они поспорили бы с морским прибоем. Спасибо ей за цветущее искусство, за улыбку и в жизни, и на сцене, за то, что она остается верной главному - Искусству", - так отозвался о ней народный артист СССР Иван Козловский.
ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ С ВОСТОРЖЕННЫМИ ДАРСТВЕННЫМИ словами-посвящениями, публикации прессы, грамоты, этнографические материалы, музыкальные инструменты, памятные знаки и призы за участие в фестивалях и конкурсах, портреты артистки в ее знаменитых образах кисти знаменитых художников логично сочетаются здесь с письмами от ее последовательниц - всех тех, с кем она щедро делилась своим многогранным мастерством и опытом, кому щедро дарила свою нерастраченную любовь к народному искусству и дала путевку в творческую жизнь. В экспозиции галереи представлено 26 уникальных сценических национальных костюмов разных народов мира. Один красочнее другого, и среди них ее знаменитый капитанский мундир. Костюмы, подаренные лидерами государств, Мао Цзэдуном, маршалом Югославии Тито, Джавахарлалом Неру, Анваром Садатом, восторгавшимися ее искусством. Сколько их было всего, нарядов и памятных подарков от вождей великой царице сцены Тамаре, в точности не скажет никто.

Признаться, тот жанр, который создала и которому трепетно служила Ханум, сегодня не в почете и все больше предается забвению. Прошло не слишком много лет - критики наступившей эпохи развлекательных телешоу стали вольно относить новоявленных скороспелых рейтинговых "звезд" прайм-тайма к числу "заметных явлений" и даже "новаторов" в искусстве, а былой исполнительский универсализм стал невостребованным и неформатным. Возможна и другая причинная связь в том, что всего за четверть века во многих уголках мира грань между естественной сердечностью и полными хаоса и злобы душевными узами между людьми сделалась едва заметной. Прочная стена взаимной злобы и противостояния выросла именно потому, что истинную культуру и искусство полностью подменил все тот же обескураживающий своей наготой телевизор, не показывающий зрителю, но наказывающий его своим экранным театром лжи и ненависти. И как тут вновь не вспомнить страну, которая (не идеализирую - не все было гладко, но факт остается фактом) в точности соответствовала своему названию многонациональной державы. Это был союз народов и культур, а не конгломерат чужеродных анклавов, а его культурная политика не оскорбляла и не унижала народы, но воспитывала уважение к ним, и чем больше мы узнавали друг друга через культуру, тем больше ее понимали.
ВОТ ПОЧЕМУ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АРТИСТКИ НИКОГДА НЕ ПУСТУЕТ. Частыми гостями дома Ханум являются как гости страны, так и коренные узбекистанцы. И не только представители старшего поколения - они видели Ханум на сцене, ее искусство переворачивало им душу, а сегодня они ублажают в этих стенах ностальгию по своей молодости и рассказывают своим внукам и правнукам об истинных культурных ценностях, о том времени, когда здоровые дружеские отношения между людьми разных национальностей были естественным состоянием, а не витринным декоративным общественным атрибутом.
В музее всегда можно встретить много молодежи. За знакомством с огромной жизненной и творческой школой и вдохновением сюда приходят и юные воспитанницы Государственной высшей школы национального танца и хореографии Узбекистана. В эпоху потерянных ориентиров в мозаичном этническом разнообразии общества именно в народной культуре, в которой все настоящее и неповторимое национальное всегда непременно становится интернациональным, они непременно найдут свой мостик к лучшему пониманию друг друга. Так, как неоднократно подтверждала своим филигранным дарованием, упорным трудом и отвагой дочь простых армян-рабочих народная артистка СССР (1956), лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина, ордена "Знак Почета", пяти орденов Трудового Красного Знамени, проводник главных человеческих ценностей Тамара Ханум(Петросян).
Георгий Сааков, г.Ташкент
"Голос Армении"