Режиссер Аршак Закарян, автор нашумевшего в сети фильма "Ненужный", на днях в ереванском кинотеатре "Москва" представил свой новый фильм - "Дыхание". Фильм рассказывает проникновенную историю об отце и сыне. Об отце, который бросает все и едет воевать в Нагорный Карабах, и сыне, который остается в тылу. После премьеры этой ленты нам удалось-таки побеседовать с ее автором, несмотря на его феноменальную занятость. Ведь с самого начала апрельских событий в Арцахе он стоит рядом с солдатами, поддерживает их как может, а также снимает на пленку военную хронику, запечатлевая события.
- Вы ведь не всегда снимали фильмы. Раньше у вас была совсем иная жизнь, иные заботы. Что заставило вас обратиться к кино?
- Заниматься искусством я мечтал всегда. Ребенком посещал детский театр. Помню, в младших классах мы писали сочинение на тему "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" Я тогда написал, что хотел бы быть актером, сниматься в фильмах. Был очень воодушевлен, когда посмотрел "Неуловимых мстителей" Эдмона Кеосаяна. Сразу начал спрашивать родителей, что это и как все это делается. Мне очень хотелось быть частью этой сказки, чуда, коим мне представлялся кинематограф. Но, сами понимаете, в жизни часто случается, что человек не занимается тем, чем хочет. Я поступил в Политехнический институт. Но и там занимался в театральном кружке. А потом наступил переломный для меня момент, когда я решил уйти из института и пойти учиться профессии режиссера. Но мои планы разрушила Карабахская война. А уже после нужно было содержать семью и все такое. Так что я опять отложил свою мечту в долгий ящик. Ну и вот несколько лет назад я все-таки настроился решительно и начал снимать кино.
- А как возникла идея фильма "Дыхание"?
- Когда мы начинали его снимать, мне даже в голову не могло прийти, что в Карабахе снова может начаться и усилиться эскалация напряжения, и посыл нашего фильма на этом фоне оказался очень актуальным. Такое вот совпадение получилось. Замысел картины родился из повести Валерия Пайсер-Халапяна "Воздушные шарики солдата", которую я переработал, - произведение не слишком кинематографичное. Но я постарался сделать из литературной основы полноценный фильм с актуальным высказыванием, которое способно задеть каждого сидящего в зале. О том, как живое дыхание отца может передаться сыну... Дыхание и, разумеется, дух предков, дух целого народа. На самом деле это метафора, иносказание. Я знаю, что повесть была основана на реальных событиях. Признаюсь, меня очень задела эта история.
- А как вы подбирали актерский состав? Как с ними работалось?
- Мой главный герой - маленький мальчик Смбат Ованнисян. Я его встретил на утреннике в одной школе, и мне в память врезалась увиденная там сцена - он декламировал пронзительные строки Паруйра Севака. Декламировал и - я видел - вживался в образ. Он жил, проживал все то, о чем говорил. И это меня очень задело. Прошло некоторое время. Я все время ловил себя на мысли, что этот ребенок должен сыграть у меня в фильме. А уже при встрече сказал ему, что в будущем он обязательно должен стать актером. Мальчик запомнился, потому что играл очень естественно, не фальшивил, не врал. Эти чувства передавались всему залу. И я подумал, что на большом экране он будет в 100 раз действеннее и убедительнее. Что касается остального актерского состава, я знаю их всех очень давно. В детстве я посещал Детский театр при Центре эстетического воспитания, режиссерский класс там вел Григор Талян, который сегодня известен всем как священнослужитель тер Кюрег. Так вот именно от него я узнал, что такое постановка мизансцен и тому подобное. Там со мной учился и Армен Маргарян, который тоже сыграл в этом фильме. А Кристине Овакимян я знаю по Театру киноактера им. Г.Маляна. Всегда восхищался ею, очень ценил как актрису.
- Можете сформулировать посылы вашей киноленты?
- Картина о том, что смелость, боевой дух и отвага передаются как бы по наследству, из поколения в поколение. И пока наш народ рождает таких отважных сыновей, сломить его невозможно. А трагические апрельские события показали, что дух отцов жив и в новом поколении солдат, которые в эти дни защищают нашу родину, чтобы их матери и сестры по ту сторону фронта жили в мире и покое. Могу сказать, что эти ребята в чем-то даже превзошли своих отцов. Я был там, я все видел собственными глазами. Подолгу беседовал с ними. Это действительно потрясает без всякой патетики! Это наша реальность! И мы как народ должны быть достойны их! Как гражданин, я очень обеспокоен всем, что происходит сегодня в Арцахе. Все время езжу туда, чтобы быть рядом с нашими солдатами и, может быть, даже чем-то помочь им. Параллельно снимаю хронику, чтобы сохранить память. Могу всех заверить: молодое поколение действительно поколение свободное и независимое! Они ни от кого ничего не ждут, эти ребята надеются только на себя. Они не сдаются, их просто так не сломишь. Я видел, как они бьются... до последней капли крови.
- Вы верите в кино, в искусство социальных перемен?
- Однозначно! Сам я, например, снимал очень много социальных роликов. Сегодня это очень актуально и действенно. Особенно это касается визуальных искусств, которые воздействуют очень прицельно и быстро. Вся моя надежда на новое поколение, которое лучше нас. И именно в его руках наша страна, наше искусство, культура.
Мария Токмаджян, "Голос Армении"