Согласно устоявшемуся мнению, город Иерусалим был захвачен евреями у иевусеев и провозглашен столицей царства Израиль. Затем он превратился в столицу царства Иудея. Был захвачен Вавилонским царством, покорен Александром Македонским, захвачен правителем Египта Птолемеем I Сотером, вошел в состав государства Селевкидов, стал административным центром вассальной провинции Великой Армении, а затем административным центром римского протектората Иудея.
Начиная с V в. Иерусалим оказался под властью Византийской империи, но периодически на протяжении нескольких десятилетий подпадал под власть империи Ахеменидов. С начала VII в. перешел под власть Арабского халифата.
С конца XI в. и до середины XIII в. Иерусалим становится мишенью борьбы крестоносцев. Так, в 1099 г., он становится столицей Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1187 г. городом овладел египетский султан Салах ад-Дин. В 1229 г. город вновь захватывают крестоносцы.
Начиная с 1517 г., ровно на 400 лет, Иерусалим подпадает под власть Османской империи. В 1917 г. Иерусалим становится административным центром британской подмандатной территории Палестина. По окончании британского мандата в 1948 г. город был разделен на Западный Иерусалим – под под контролем Израиля, и Восточный Иерусалим – под контролем королевства Иордании. В 1967 г., в ходе так называемой “Шестидневной войны”, Иерусалим был объединен под контролем государства Израиль. В таком положении город находится до сегодняшнего дня.
Армяне в Иерусалиме появились с давних времен, однако первые упоминания о строительной деятельности в городе Иерусалим относятся к первой половине I в. В предыдущих статьях нами был обозначен богатейший пласт армянского наследия относящийся к начальному периоду христианства в Иерусалиме (см. Хроника армянских святынь Иерусалима.
Часть I и Часть II). Естественно – эти памятники хоть и являются в первую очередь достоянием армянского народа, но и в не меньшей степени обогащают всемирное наследие и было-бы вполне естественно открыв список всемирного наследия ЮНЕСКО увидеть их в том числе. Однако, видимо не все разделяют подобные взгляды.
В 1981 г. инициативу взяли на себя соответствующие структуры королевства Иордания, которые предложили включить
Старый город и его крепостные стены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А уже в 1982 г. Иордания предложила добавить Старый город в список всемирного наследия в опасности. На этом все и остановилось. Добавим, что какой-либо памятник армянского наследия отдельно упомянут не был.
Заметим, что памятники армянской архитектуры и топонимики имеются не только на автохтонных территориях расселения армянского народа, т.е. Армении и ее соседей, но и во многих странах мира, как диффузионных так и весьма дальних. Среди нескольких десятков стран отношение к указанным памятникам различно. Но есть одна единственная страна на территории которой имеющиеся памятники культурно-исторического наследия армянского народа не только охраняются, но и по инициативе самой страны внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО – это Исламская Республика Иран.
Не секрет, что еще с конца 1970-х годов армянский монастырь святого Фаддея был взят под охрану Тегеранского института ЮНЕСКО по охране памятников, а в 1997 году он был представлен ЮНЕСКО в числе иных памятников как
объект для защиты. Благодаря многолетним усилиям иранской стороны, «Список культурного наследия ЮНЕСКО» 6 июля 2008 года, был обогащен пунктом под названием «Армянские монастырские ансамбли в Иране». Все три объекта, монастырь Святого Фаддея (арм. Սուրբ Թադեի վանք), монастырь Святого Стефана Первомученика (арм. Սուրբ Ստեփանոս Նախավկա վանք) и Цорцорский монастырь (арм. Ծործորի վանք), после современной реставрации, заняли достойное место среди мирового культурного наследия.
Таким образом, Иран – единственная страна, где культурное наследие армянского народа, как уже сказано выше, не только охраняется, но и активно реставрируется, являя собой назидательный пример для тех, кто цинично пытается “обогатить” собственную культуру путем присвоения или уничтожения армянского культурно-исторического наследия.
Тем самым, на примере ирано-армянских отношений становится очевидной несостоятельность теории С. Хантингтона, а международному сообществу есть чему поучиться.
Продолжение следует.
.
Гагик Гайкович Погосян (Хахбакян), зам. директора Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона
.
Подписи к иллюстрациям (сверху вниз):
Илл. № 1. Панорама Иерусалима с Елеонской горы. Армянский квартал находится в левом дальнем углу. Фото - Валерий Бараш.
Илл. № 2. Монастырь Святого Фаддея.
Илл. № 3. Монастырь Святого Стефана Первомученика.
Илл. № 4. Церковь Св. Богоматери из монастыря Цор-Цор.