Единственный реальный итог саммита в Астрахани – Азербайджану фактически удалось настоять на возвращении тела своего «национального героя». Кто-то может сказать, что возвращение трупов – это нормальная цивилизованная практика в отношениях двух противников. Но если так, почему тогда тело не отдавали в течение более чем четырех месяцев? Не отдавали по очень простой и понятной логике. Режим перемирия никто не расторг и в этих условиях диверсионное нападение не подпадает под правила войны.
Если бы азербайджанские власти официально признали себя нарушителями перемирия, покаялись бы в том, что отдали приказ диверсионной группе о внезапном нападении на армянские позиции, этот прапорщик превратился бы в солдата, чье тело действительно без проблем можно было бы передать. Но азербайджанская сторона, естественно, и не подумала признавать себя виновной, а из прапорщика сделала величайшего героя, шехида и проч.
Высшей государственной наградой дело не обошлось, школы, улицы и морские корабли уже называют его именем, на его примере будут воспитываться не только призывники, но и молодежь вообще. Ему приписывают гибель от четырех до пятидесяти (мы знаем богатую фантазию наших соседей) армянских солдат. Пример для подрастающего поколения прост – убивать армян, убивать врага даже во время перемирия и тебя ждет вечная слава.
Не надо хорошо знать Азербайджан, чтобы понимать, что вопрос правильного захоронения для этого народа крайне важен. И эффект азербайджанской пропаганды сегодня и в будущем был бы очень сильно девальвирован, если бы труп остался на армянской стороне. Новые «герои» имели бы повод призадуматься о том, попадут ли они прямиком в рай при аналогичном раскладе.
Но армянская сторона, естественно, подставила плечо «партнерам по переговорам», представ в наихудшем возможном свете – «армяне долго не возвращали, а потом мы их заставили». Не заморозив диалог после вопиющей диверсионной провокации, не попытавшись добиться от посредников резкого ее осуждения или от Азербайджана официального признания себя нарушителем перемирия, армянская сторона внесла свою лепту в нарастающий культ «шехида», а на самом деле диверсанта-нарушителя границы. Мало того, армянская сторона даже не потребовала, чтобы Азербайджан вошел по вопросу передачи тела в диалог с карабахскими властями, поскольку труп находится на территории НКР. Власти РА и здесь подыграли «партнерам», обойдясь, как водится, без участия карабахского руководства.
Не лишне вспомнить, что тема возвращения тела «героя» была инициирована католикосом Гарегином II, который нашел время еще в конце сентября обратиться с соответствующим ходатайством к президенту Сержу Саргсяну. Как и во время визита в Баку католикос сослался на обращение Патриарха Кирилла I, который в свою очередь обратился к Гарегину II по просьбе шейх уль-ислама Пашазаде. Вообще крепнущая связка трех иерархов, которая все глубже вовлекается в политику, начинает напоминать на своем более высоком уровне трио Швыдкой – Смбатян - Бюль-бюль оглы, чья активная «гуманитарная миссия» имела слишком явный крен в сторону интересов Ильхама Алиева. На одном из Интернет-форумов был задан вопрос: «Какое вообще отношение имеют святые отцы к телам убитых диверсантов?» Неужели все проблемы Церкви и ее роли в обществе решены и настало время решать такие задачи? Что будет, если через год Патриарх обратится к Католикосу с просьбой во имя христианской терпимости и гуманности походатайствовать перед президентом РА о признании территориальной целостности Азербайджана? В конце концов, не признавать территориальную целостность соседа как-то не по-христиански. В целом такая схема принятия решений - если она действительно есть - выглядит очень грамотно и делает честь ее разработчикам. Политическая власть имеет возможность в свое оправдание сослаться на традиционный для народа источник духовного авторитета, в свою очередь само высшее руководство Церкви может сослаться на Священное Писание.
Карен Агекян,
редактор журнала "Анив"