Диверсионное нападение на границы НКР, произошедшее 20 октября, и после этого, вероятно, переходящая на новый этап эскалация в карабахском конфликте являются последствиями дипломатической ошибки еще июня этого года. Официальный Ереван совершил ошибку, когда без исполнения трех известных договоренностей на Венском саммите согласился на саммите в Санкт-Петербурге помимо этих договоренностей обсудить также сам процесс урегулирования, то есть, когда отказался от применяемой с апреля до этого момента тактики. Именно тогда Ереван внушил Баку, что тот может с помощью России заставить Армению и других сопредседателей забыть об исполнении своих конкретных обязанностей по укреплению перемирия на границах.
ПОКА АЗЕРБАЙДЖАН, НАРУШАЯ ПЕРЕМИРИЕ НА ЛИНИИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ, довольствовался только стрелковым оружием и в определенной мере сохранял относительную стабильность, армянская сторона в политическом, дипломатическом смыслах была скованна в вопросе корректировки своей ошибки, допущенной в Санкт-Петербурге. Однако, когда Алиев делает заявления относительно предоставления Карабаху прежнего статуса автономии и особенно когда предпринимает попытки диверсионного нападения, Азербайджан, желая того или нет, предоставляет Армении возможность исправить эту ошибку. После этого любые переговоры по карабахскому урегулированию без выполнения венских и санкт-петербургских договоренностей будут означать попадание в ловушку Алиева. По сути, новая встреча Саргсяна и Алиева может быть приемлема только в том случае, если в повестке будут механизмы выполнения этих договоренностей, вопросы уточнения сроков, и не более того. Если Алиев может себе позволить говорить с мировой общественностью, сопредседателями Минской группы ОБСЕ и Арменией на языке ультиматумов, то Армения и Арцах более чем имеют такое право. В конце концов, не они, а Азербайджан нарушил режим прекращения огня, и не они отказываются от взятых на себя обязательств по укреплению перемирия.
22 октября в Ереване состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Нагорно-Карабахской Республики Эдварда Налбандяна и Карена Мирзояна. В официальном сообщении МИД Армении подчеркивается, что на встрече карабахский вопрос обсуждался в контексте достигнутых договоренностей на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге. Важно, что эта встреча состоялась в преддверии визита сопредседателей МГ ОБСЕ в Ереван и Степанакерт. Нужно полагать, что основной целью встречи было определение единой позиции Еревана и Степанакерта на переговорах с сопредседателями. Сам факт, что встреча проходила в контексте венских и санкт-петербургских договоренностей, позволяет сделать предположение, что согласование позиций касается в первую очередь требования выполнить достигнутые договоренности в качестве предусловия для перехода к новым переговорам. Если Баку не желает выполнять эти требования, то не имеет смысла снова вести переговоры, так как в любом другом случае Баку действует по логике войны. А к войне нужно готовиться, а не надеяться на бессмысленные переговоры.
В ЭТОМ СМЫСЛЕ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ХАРАКТЕРНЫМ ВИЗИТ министра обороны Армении Вигена Саркисяна в НКР 21 октября. Кроме того, что это произошло накануне визита сопредседателей, точно не случайно было объявлено, что визит состоится "в рамках проекта согласования военного взаимодействия, дальнейших действий и обмена опыта". С президентом НКР Бако Саакяном министр Саркисян обсудил широкий круг вопросов военного сотрудничества двух республик, были определены важнейшие направления дальнейшей работы в сфере обороны. Это визит, несущий в себе важный посыл.
Еще в дни апрельской войны президент Серж Саргсян поручил Министерству иностранных дел и Министерству обороны разработать договор о военной взаимопомощи между Арменией и Арцахом. Но процесс был приостановлен по причине фактического серьезного преимущества позиций армянской стороны на саммите в Вене. Сейчас, когда Баку делает все возможное для нейтрализации этого преимущества и последовательно возвращается к риторике и политике войны, Ереван фактически дает понять посредникам, что вновь вернет в повестку вопрос подписания договора о военной взаимопомощи с Арцахом. Это является не чем иным, как де-юре признанием Нагорно-Карабахской Республики и созданием правовых оснований для войны непосредственно с Азербайджаном.
То, что армянская сторона постепенно ужесточает свою позицию, больше склоняясь к неприемлемости уступок, подтвердило и заявление министра обороны Вигена Саркисяна, сделанное 21 октября в Степанакерте: "… Мы всегда должны быть готовы отреагировать, как нанося ответные удары, так и осуществляя карательные действия для предотвращения желания идти на такие попытки (Ред. - диверсионные нападения)", - сказал министр. Фактически министр обороны Армении говорит о возможности осуществлять карательные действия в отношении противника. Это означает, что пришла очередь армянской армии преподносить сюрпризы, тем более, что существует вопрос восстановления нарушенных в апреле естественных границ. Алиев сам дает этот карт-бланш армянской стороне своим неадекватным и безответственным поведением, и нельзя не воспользоваться этим.
Геворг ДАРБИНЯН, ИноСМИ