Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара не пересмотрит свою позицию по поводу территориальной целостности Грузии и Украины. Даже на фоне потепления отношений с Москвой Анкара не готова признать Крым российским. В этих убеждениях как страх за собственные земли, так и мечты о получении полуострова в турецкий суверенитет.
"Не секрет, что Турция мечтала получить Крым со времен Османской империи – войны с Россией в том числе за полуостров шли на протяжении XVIII-XIX веков, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский. – После того, как Крым присоединился к Российской империи, эти надежды сильно поблекли. С распадом СССР Анкара вновь оживилась и начала искать возможности заполучить тем или иным политическим способом некогда потерянные земли. И если у Турции появится хоть малейший шанс получить Крым, она им воспользуется. Естественно, что признавать принадлежность полуострова другому государству Анкара в этих реалиях не станет".
Ранее глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу объявил, что диалог с Россией позволит внести вклад в урегулирование многих конфликтов в мире. Однако сотрудничество Турции с РФ не предполагает, что Анкара пересмотрит свою позицию по целостности Украины и Грузии. "Мы поддерживаем территориальную целостность Украины и Грузии. Мы не признаем аннексию земель Украины", - заявил дипломат. При этом Анкара не идет на признание нового статуса Крыма еще и потому, что это может стать прецедентом для последующего распада уже самой Турции.
"Вопрос с Грузией отдельный и не менее больной для Анкары. Рабочая партия Курдистана борется за автономию и независимость курдов с 1980-х годов, и турецкое руководство как огня боится любых новых государственных образований и геополитических перемен. На фоне риторики США последних лет о том, что курдам на Ближнем Востоке нужно предоставить автономию и собственные территории, Турция же делает все, чтобы исключить саму мысль о подобном развитии событий. Естественно, в таких реалиях признавать новые государства вроде Осетии или Абхазии для Анкары неприемлемо", - отмечает востоковед.
Турецкие проблемы и статус Крыма
Крым воссоединился с Россией в 2014 году, после проведенного на полуострове в марте референдума. Подавляющее большинство жителей полуострова проголосовало за вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ. Большинство стран-членов ООН не признало крымский референдум, в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался. Кроме того, Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой заявила, что референдум в Крыму не имеет законной силы и не может служить основанием для какого-либо изменения статуса полуострова.
"В позиции Турции по Крыму, помимо прочего, присутствует и фактор "мусульманской исключительности". Признать независимость Косово и других мусульманских районов Югославии для Турции считалось нормой, а Нагорный Карабах права на самостоятельность не имеет – он населен немусульманским обществом.
При этом не стоит забывать и о геноциде армян Турцией – этот вопрос для Анкары очень острый. В свое время Армения внесла раскол в планы турецких лидеров образовать огромную империю на территории нынешних Ближнего Востока и Центральной Азии. Тем более, что эта тема получила юридическое обоснование в Арбитражном решении Вудро Вильсона о турецко-армянской границе от 1920 года, согласно которому Армения должна получить часть турецких территорий в качестве возмещения за геноцид.
Все вышеперечисленные факторы вкупе делают позицию Анкары, несмотря на стремление сблизиться с Москвой, достаточно твердой. Де-факто Крым уже признан территорией РФ, однако де-юре Турция в обозримом будущем этого не признает. Слишком тяжелы могут быть последствия такого шага, вплоть до фатальных – до расчленения Турции на отдельные государства. Об этом, кстати, неоднократно заявляли западные аналитики в прогнозах на будущее Ближнего Востока. И Анкара слишком сильно боится подобного сценария, чтобы признать "крымский вопрос" окончательно и законно решенным", - заключает Виктор Надеин-Раевский.
Максим Бут, https://rueconomics.ru/