Армянский город Ани находится на территории Западной Армении (оккупирована Турцией). Столица одноименного царства сейчас, к сожалению, известна больше не историей, а развалинами.
Трехмерным моделированием города Ани, его окрестностей 3-D-дизайнер исторических и культурных памятников Армении Паргев Франкян и его коллеги начали заниматься 10 лет назад.
В интервью Sputnik Армения Франкян рассказал о тонкостях работы над виртуальным воссозданием, а также поделился впечатлениями от процесса. "15 лет назад я и мои коллеги начали обсуждать идею трехмерного моделирования, а 10 лет назад приступили к делу. За это время нам удалось виртуально восстановить около 20 армянских церквей. В основном мы занимаемся теми историческими памятниками, которые находятся за пределами Армении", — отметил Франкян.
Дизайнер рассказал, что группа армянских специалистов работает над восстановлением мостов, церквей, дворцов, каравансараев и всего того, что является культурно-историческим наследием.
Виртуально восстанавливать город Ани команда начала в 2009 году. Сначала в центре внимания оказались наиболее известные церкви: Майр тачар (кафедральный собор), 3-D-восстановление которого еще продолжается, Аменапркич (Всеспасения), церкви Кусанац, Гагикашен, Базмахоран и другие.
"Сейчас мы занялись также восстановлением церквей, которые полностью сровнялись с землей (вследствие войн и землетрясений — ред.). Но наша основная цель — получить полноценную картину города Ани и его окрестностей", — отметил наш собеседник.
По словам Франкяна, перед началом и в процессе работы были изучены различные материалы, в том числе исторические, чтобы понять, каким был этот армянский город несколько столетий назад.
При этом специалисты учитывают характерные особенности архитектуры тех веков, когда строилась конкретная церковь.
Как отмечает дизайнер, все виртуально восстановленные культурно-исторические объекты схожи с оригиналами на 60-100%.
"Бывают редкие детали и тонкости, которые, возможно, мы не можем повторить. Но каждая эпоха отличалась уникальностью архитектуры, что и помогает нам во время работы изучать мельчайшие детали и создавать максимально схожие", — сказал Франкян.
По его словам, в Турции неоднократно пытались "по-своему" восстановить армянские культурно-исторические памятники. Это делалось из различных соображений, в том числе с целью уничтожить армянский след.
Отвечая на вопрос о том, возможно ли, что именно по готовым работам Франкяна и его коллег в будущем восстановят город или церкви, расположенные в Ани, он ответил, что этим должны заниматься компетентные люди.
"Мы лишь сохраняем культурно-историческое наследие. Город Ани является символом высочайшей средневековой цивилизации, а также — колыбелью армянской архитектуры. Этот город был столицей церквей, и не зря говорят "Ани — город 1001 церкви". Конечно, это утрировано, поскольку в городе около 50 церквей", — сказал дизайнер.
Франкян добавил, что самое впечатляющее в процессе работы — находить что-то новое, связанное с тем или иным зданием, сооружением.
"Иногда даже читаем художественную литературу и радуемся, если находим новую для нас информацию", — признался он.
На данный момент армянские специалисты восстановили в формате 3-D дворец Парона (господина). Это условное название, поскольку неизвестно, кому принадлежал этот серьезный светский памятник архитектуры, расположенный в Ани. Это, по словам Франкяна, жилой дворец, отличающийся богатым орнаментом и роскошным парадным подъездом.
Ани Липаритян, https://ru.armeniasputnik.am/