В Армянском музее Москвы и культуры наций прошла лекция известного в армянской общине Москвы активиста, юриста и культуролога Инессы Тащян.
Увлекаться языком и культурой исламизированных амшенских армян (хемшилов) Инесса начала задолго до того, когда в июне 2013 г. в Москву на концерт группы «Vova» приехала делегация амшенцев, проживающих на Черноморском побережье Турции, а также в Киргизии и Краснодарском крае. Первые исторические и лингвистические знания Инесса Тащян получила от своей бабушки, которая родом из Трапезунда, а также из информационных материалов в газете «Еркрамас», уделяющей данной теме значительное место.
На лекции Инесса раскрыла свой опыт приближения к подлинным истокам армянской амшенской культуры, связанный с поездкой в исторический Амшен – один из регионов Западной Армении. Она побывала в Ризе, Хопе, Артвине, а также Анкаре и Батуми, изучая ментальность армян, проживающих в Турции и Аджарии, а также особенности их ассимиляции.
По ее мнению, сегодня к амшенцам в Турции нужно относиться как к этносу, находящемуся в зоне риска. Неустойчивая турецкая политика в адрес криптоармян может нести угрозы и в адрес амшенцев, которые были исламизированы задолго до Геноцида армян. Они уцелели не только благодаря обращению в новую религию, но и из-за компактного проживания высоко в горах, занятости в основном сельским хозяйством (выращивание чая на высокогорных плантациях, производство меда). Аутентичная деревня Хопа, где побывала Инесса, произвела на нее впечатление своей древней сакральностью и простотой жизненного уклада. Чем моложе амшенцы, тем больше они склонны называть себя частью армянского народа. Инесса Тащян была свидетелем того, как в Стамбуле можно встретить просто танцующих амшенцев свой круговой танец хорон.
В то же время большая часть исламизированных амшенцев не считает себя ни турками, ни армянами, хотя турецкая идеология подчас заставляет их признать свое «происхождение» из Центральной Азии, откуда вышли тюркские племена. Среди амшенцев Турции есть и социалисты, настольной книгой которых является «Капитал» Маркса.
Инесса Тащян рассказывала не только об особенностях ментальности и обрядовых традициях Амшена, но и о своем опыте изучения амшенского диалекта армянского языка, самого близкого к грабару. Помощь ей в этом оказывает ведущий специалист в этой области, лингвист Сергей Варданян, который проживает в Ереване.
Дискуссия, развернувшаяся после лекции, затронула и темы депортации хемшилов из Аджарии в ноябре 1944 года, и перспектив сотрудничества армян из Армении и Диаспоры с амшенцами, и причин возможного непонимания друг друга. Сегодня, когда возросли угрозы на Ближнем Востоке, но, в то же время ощутима деятельность таких лидеров, как депутат турецкого парламента Гаро Пайлян, жизнь исламизированных амшенских армян требует нашего внимания и информационной поддержки.
Валерия Олюнина