В истории советского государства слишком много примеров того, когда для внедрения чего-то нового и революционного в разных областях науки за основу брались иностранные образцы. И дело было не в том, что в стране жили одни лишь бездари, неспособные создать нечто самобытное. Слишком сильным в СССР среди высшего руководства было негласное преклонение перед всем западным. Принцип ″Пророка нет в отечестве своем″ проявлялся практически во всем. Процветал авторитаризм на всех уровнях. Даже в вопросах культуры и искусства решения принимались зачастую чиновниками, просто некомпетентными в решении таких вещей. И одним росчерком пера закрывались перспективные исследования, ставился крест на том, что много лет спустя заново создавалось в развитых капиталистических странах. Однако были и счастливые исключения. К одним из них относится форма камуфляжная.
Разработка новых маскирующих рисунков была для советского государства делом достаточно новым и незнакомым, как и для иных стран. Может быть, именно поэтому в СССР на первых порах были сделаны интересные находки, нашедшие впоследствии широкое применение во всем мире. Несмотря на всю инертность военной государственной машины, советские бойцы уже в 1927 году получили на военную форму два летних маскировочных рисунка и один зимний. А в начале 30-х годов прошлого века появился революционный для своего времени по замыслу маскировочный костюм ″амеба″. Его просторный крой скрывал очертания человеческой фигуры и позволял носить эту экипировку на обычную солдатскую форму. А камуфляжный рисунок был весьма своеобразный. На фон цвета хаки различных оттенков наносились пятна в виде клякс. Комбинация такого распятнения и бесформенных очертаний костюма разбивали силуэт солдата, делая его трудноразличимым на самых разных от наблюдателя дистанциях.
Позднее этот принцип переняли многие военные дизайнеры во всем мире. Но была еще одна интересная находка советских ученых, которая примерно на 50 лет опередила свое время. Изучая трофейные немецкие камуфляжи, группа дизайнеров в конце 1944 года предложила паттерн, который напоминал мелкую ручную вышивку крестиком. Позднее такие маскировочные рисунки получили название цифровых или пиксельных. По аналогии с тем, как формируется изображение на цифровом экране телевизора или дисплея. А сверху на этот рисунок ″накатывали″ кляксы большого размера, превращая маскировку близкой к идеальной. Но форма камуфляжная сложных рисунков в СССР массово не использовалась. Она предназначалась для разведывательных, диверсионно-штурмовых отрядов и некоторых подразделений инженерных войск. Вот и прошла замечательная идея в то время практически незамеченной.
Еще одна отличная советская разработка 50-х годов − маскировочный комбинезон. За основу был принят тот, в котором воевали танкисты, а камуфляж представлял собой ″серебряный лист″, переживший впоследствии многочисленные модификации. Не менее интересным для военных историков представляется и КЗС, костюм защитный сетчатый. Его преимущество заключалось в том, что при необходимости быстро сменить маскировку, он легко набрасывался на солдатскую форму. А в условиях жаркого климата его носили просто на белье.