Во время съемок фильма «Геноцид без комментариев», проезжая по дорогам депортации армян на территории нынешней Турции, мы держали путь из Вана через Битлис – Урфу – Айнтап в Алеппо. Мы не планировали долго задерживаться в Битлисе. Скажу, что мы ездили по Турции без проводника. У нас было немало информации: я изучил много литературы о Западной Армении, расспрашивал людей, которые не раз бывали там и хорошо знали местность. Но эта информация была виртуальной, поэтому мы решили надеяться на Бога. Мы ехали туда, не зная языка (скудный запас английских и турецких слов не в счет).
Приехали мы в Битлис поздно вечером. Город расположен в ущелье, и, к нашему изумлению, в отличие от других городов, армянские дома там почти все уцелели. Это, как правило, каменные двухэтажные дома, разбросанные лесенкой на склоне ущелий.
Та-а-а-к, подумали мы, здесь надо снимать. Потом мы ездили по всему городу в поисках гостиницы. Посреди города-ущелья текла небольшая речка, невероятно засоренная городским мусором. Вообще, город был очень грязным. Узкие улочки, которые преобладали в Битлисе, в основном были торговые, и к вечеру становились особенно грязными и опустевшими. По улицам бегали стайки мальчиков и разносили заказчикам разлитые в грушевидные стаканы чай на подносах.
Герой нашего фильма Вольфганг Густ рассказывал мне, что когда он ездил по местам депортации армян, ему не рекомендовали останавливаться в Диарбекире и Битлисе, так как там очень высокая преступность, и полиция не может гарантировать безопасность.
В Битлисе я заметил, как время от времени по городу разъезжает бронированный лендровер, на крыше которого стоял военный в каске и с ручным пулеметом. Он постоянно стволом пулемета вправо и влево, нацеливая его на прохожих. Правда, прохожие эту машину совсем не замечали.
Мы не находили гостиницы, а уже становилось темно. Я остановил машину возле какого-то солдата. Вид у него был интеллигентный. Из окна машины я спросил его на английском языке, где тут гостиница. «О, сэр, - ответил он, - куда вы попали и что ищете!»
Недоумевая по этому поводу, я подумал, что, наверное, солдат не местный и поэтому не знает, где в городе гостиница. Мы с Кареном решили спросить у ближайшего полицейского, который показал нам рукой на здание напротив. Но на нем не было никакой надписи. Здание находилось на протянувшейся через центр главной улице города. Это было серое и невзрачное, построенное прямо над рекой относительно длинное здание, соединяющее фундаментом оба берега реки. Гостиница не имела канализации, и все нечистоты сбрасывались прямо в реку.
Карен пошел на переговоры, а я остался в машине. У нас была договоренность, что один из нас всегда остается в машине, так как там была вся аппаратура. Пока Карен находился внутри гостиницы, к зданию подъехали молодые парни. По лестнице из гостиницы спустились девицы легкого поведения. Посадив их в машину, парни резко рванули с места.
Вскоре Карен спустился с двумя служащими гостиницы. Они помогли поднять наши вещи. Два первых этажа были пусты. Лифта не было, поднялись на четвертый этаж пешком. Номер был трехкомнатный, другого просто не оказалось. Оконные рамы были старые, и сквозь щели в них изрядно дуло. Некоторые окна были разбиты и залатаны кусочками дерева. Несмотря на все это убожество, мебель была в стиле восточного барокко, но довольно безвкусная и дешевая.
Карен дал коридорному чаевые: ровно столько, сколько в гостиницах других городов. Но этот потребовал еще. Карен вспылил и начал его ругать. Но коридорный и не думал отступить, и продолжал требовать еще денег. Карен взял с постели полотенце и начал тыкать ему в лицо, мол, что за полотенце ты нам дал? Полотенце в самом деле было явно не первой свежести, да еще и влажное. А «наш» вымогатель руками показывает, мол, ничего страшного, положи на паровую батарею, которая, кстати, еле греет.
Я говорю Карену: «Карен, оставь ты это полотенце, у нас же с собой полный комплект белья».
Но Карен просто вытолкнул нахала в коридор.
- Когда они увидели наши паспорта, - сказал Карен, - то подняли такой шум… позвонили в полицию, и пока те не дали добро, отказывались давать нам номер. На мой взгляд, это обыкновенный бордель. Во всех гостиницах занимаются тем-же самым, но только без лишнего шума. А эти решили показать себя, мол, какие они законопослушные.
Я спустился вниз посмотреть, какая там обстановка. На третьем этаже была администрация гостиницы и ресторан. У гостиницы не было стоянки, и мне надо было узнать, можно ли оставить машину прямо перед гостиницей, на проезжей части? Ко мне подошла сутенерша с ядовитым взглядом и начала что-то говорить. Брюки у нее были с низкой талией, живот слегка свисал, виднелся пупок, а глаза были припухшие.
Я, как могу, сказал ей по-английски, мол, извините, не говорю по-турецки. Она опять что-то мне… Я ей повторяю… Она наконец ушла. Подошел какой-то тип, тоже заговоривший на турецком языке. Я пожал плечами, сказал же, не знаю вашего языка, чего продолжать?
Тогда он сделал какое-то резкое движение рукой, якобы, напугать меня. Я молча посмотрел ему в глаза и усмехнулся. Тогда он захотел похлопать меня по плечу. Но и этого ему не удалось.
Администратор гостиницы более или менее говорил по-английски. Тут зашел тучный бывалый мужчина лет 60, этакий обрюзгший янычар, пригласил меня присесть на диван, хотел пообщаться. Я ему предложил пригласить администратора, а то по-турецки вряд ли получилось бы пообщаться. Он на меня всерьез обиделся, мол, ты что это, я тут хозяин, это мое заведение.
- Хорошо – говорю – а как же мы будем понимать друг друга?
- Нет-нет, я тут хозяин. Откуда ты? – показывает руками.
- Эрменистан.
- О-о-о! Куда едешь?
- В Алеппо.
- Алтын – хозяин гостиницы показал на мое обручальное кольцо. – Битлис вар?
Только теперь я понял, к чему он клонит. А он мне руками объясняет, что у меня нет шансов самостоятельно достать золото, иначе я попаду в полицию. Если же буду с ним сотрудничать, он со мной честно поделится.
Читатель может представить, какие у меня появились смешаные чувства. Но, как и что сказать ему, не зная языка? Выдержав паузу, я попытался объяснить ему свой маршрут. Эрменистан – Гурджистан – Туркия… сколько километров я проехал, чтобы оказаться на родине предков, а, значит, и моей.. И что для меня самый главный «алтын» - это Родина. То есть Ватан. А также пытаюсь объяснить, что мы снимаем фильм о моих предках.
О, но, но! Эрмени! И руками показывает большой круг, мол, столько «алтына» имели.
И дальше он начал «рассказывать» мне историю Первой Мировой войны. Турция – Россия бум, бум, эрмени с туркиш бум, бум. И где теперь эрмени? Нью-Йорк, Париж, Рим, Берлин, Москва… А где я – в этой дыре. И при этом развел руками. Действительно это была дыра. Сюда турки туристов не привозят. Тут не на что смотреть. И если кто и приезжает, то турки точно знают – это армянин. А зачем они сюда приезжают? Конечно же, за золотом, зачем еще?
Я вновь попытался объяснить турку, что это мой Ватан, то есть моя Родина, и что армяне хотят лишь поклониться Родине. А мы еще и снимаем фильм. Но турок лишь хитро ухмылялся. Врешь, эрмени, ты потратил деньги, ехал Эрменистан – Гурджистан – Турция только чтобы посмотреть? Но-но. Вы, армяне, ищете здесь спрятанное вашими дедами золото – турок опять показывает руками большой круг. Кто поедет на родину, если там нет золота?
Гагик АРУТЮНЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"