После того, как высшие чины Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) и Министерства информации (разведки) Ирана объявили о завершении мятежа, а в десятках городов прошли многотысячные митинги в поддержку аятоллы и правительства, настало время задуматься — что же это было? И что ждет страну дальше — ведь Иран привык всегда отвечать своим врагам.
7 января официальный представитель иранской полиции Саид Монтазер Аль-Махди заявил, что большинство обманутых мятежников, арестованных в ходе недавних беспорядков, были освобождены под залог, в то время как основные виновники беспорядков всё ещё находятся под стражей. Полиция в кратчайшие сроки сумела «отделить людей с законными требованиями от тех, кто организовал беспорядки, и затем арестовала их, что привело к тому, что бунт подошёл к концу». Среди арестованных есть те, кто осквернил иранский флаг, а также те, кто вызвал гибель 20 человек. 8 января заместитель главы судебной системы Ирана Хамид Шахрияри объявил, что все вдохновители и главари недавних беспорядков в Иране выявлены и арестованы и предстанут перед судом. «Ожидается, что суровые наказания будут применены к подстрекателям недавних беспорядков в некоторых городах Ирана», — сказал Шахрияри.
Действительно, ход развития событий показал, что «цены на яйца» послужили лишь поводом для активизации группировок сугубо проамериканской направленности. Ведь среди лозунгов «спавших ячеек» были и такие как «Смерть Хаменеи!», «Смерть диктатору!», «Долой аятолл!» и почему-то «Смерть России!».
Вопрос «почему?», как и вопрос «почему именно в конце декабря?» — это очень важные вехи на пути к разгадке ситуации в Иране. Не следует быть наивными и вслед за американской и израильской пропагандами повторять навязываемый тезис «народ взбунтовался». Это, кстати, относится и к появившимся инсинуациям ряда «российских специалистов по Ирану», которые упоминают якобы «огромные расходы, которые Иран несёт из-за участия в сирийском конфликте, а также при поддержке мятежников-хуситов в Йемене и шиитского ополчения в (палестинском) секторе Газа».
Конечно, социальный аспект внутрииранских проблем следует учитывать. Нельзя же всерьёз принимать утверждения ещё одной группы «российских экспертов» о том, что союзники по Сирии британская внешняя разведка MI6 и ЦРУ «разошлись во мнениях» и что «Европа на Ближнем Востоке вступила в бой за сохранение миропорядка Сайкса-Пико». Краеугольный элемент «миропорядка Сайкса-Пико» на Ближнем Востоке — это Ливан и Сирия, а их Запад давно дербанит, Ливан — вообще с конца 70-х годов…
Итак, первоначально митингующие выдвигали только экономические требования с призывом «Нет высоким ценам!». Хотя Иран понемногу освобождается от санкционного бремени, экономика вышла из рецессии, а инфляция снизилась, бизнес по-прежнему борется с нехваткой инвестиций, а официальный уровень безработицы вырос до 12,4% (среди молодежи — 25%). Кроме того, Иран проводит программу монетизации социальных субсидий, а это предполагает отказ от политики государственного сдерживания цен. Отсюда тот самый 40%-й рост цен на яйца, который сейчас рассматривают как основной повод для митингов (хотя нынешняя стоимость десятка яиц в Иране — $ 0,16 при минимальной зарплате в $ 261).
Однако на демонстрациях в Иране очень быстро появились политические лозунги. Причём многие заметили, что эти лозунги озвучивали небольшие и грамотно перемещающиеся (значит, обученные?) мобильные группы так называемых «клакеров». Тут же последовали отключения ряда «социальных сетей», что показало: власти Ирана ждали провокаций. И тут же американцы потребовали от властей Ирана включить эти самые «социальные сети»… Естественно, Тегеран проигнорировал призывы из Вашингтона. В итоге появились уже упоминавшиеся лозунги типа «Смерть Хаменеи!», а также «Оставьте Сирию, вспомните о нас» или «Не Газа, не Ливан, моя жизнь — Иран!». Это доставило США, Израилю и саудитам, надо думать, большое «эстетическое удовольствие»… Пошли также осквернения государственного флага Ирана, нападение (с жертвами) на штаб одного из региональных отделений движения ополченцев «Басидж».
Власти, начиная с аятоллы, молчали. Но вот при убийстве одного из «басиджей» КСИР пригрозил «мирным демонстрантам» показать «железный кулак». И обещание сдержал. В итоге, если верить данным иранского МВД, за все дни протестов на акции выходило не более 42−45 тысяч человек, что в сотни раз меньше, чем, например, в 2009 году во время так называемой «зелёной волны». Получается, что американцы и израильтяне просто помогли МВД и спецслужбам Ирана выявить своих «спящих», которые ждали пресловутых «сигналов из центра». Когда-нибудь, возможно, власти Ирана расскажут, как именно им удалось спровоцировать агентуру США и Израиля. А сейчас вспомним, как США и Израиль подводили к поспешному решению попытаться взорвать Иран изнутри.
Итак, решение Трампа по Иерусалиму (перенос посольства США и признание Иерусалима столицей Израиля) было озвучено 6 декабря — и это уже было провокацией, ибо сей день считается днём рождения мусульманского пророка Мухаммеда. Но кроме возобновления палестинской «интифады», реального ответа не последовало. Зато Иран и проиранские силы отметились примечательными заявлениями. 18 декабря секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Шамхани заявил, что никто не в силах повлиять на решимость Тегерана «продолжить предлагать консультационные услуги сирийскому правительству до полной ликвидации всех террористических группировок и независимо от безосновательных претензий сионистов», и что «претензии сионистского режима или других стран не влияют на твёрдое решение Ирана по реализации национальных интересов и региональной безопасности».
В этот же день главный советник верховного руководителя Ирана аятоллы Сейида Али Хаменеи, помощник иранского лидера по международным делам экс-министр иностранных дел Али Акбар Велайети заявил, что «Защита Сирии, Ливана и Ирака равна защите Ислама и Ирана». То есть иранцы дали понять, что есть высочайшее решение аятоллы Хаменеи о том, что иранцы останутся в Сирии и что отныне для любого шиита свобода Сирии, Ливана и Ирака означает защиту Ислама и… естественно, оборону Ирана.
Теперь вернёмся к «социальным» лозунгам на политические темы, выдвинутые иранскими протестовавшими: «Оставьте Сирию, вспомните о нас»; «Не Газа, не Ливан, моя жизнь — Иран!» и т. д. Сопоставьте это с предупреждением Али Шамхани — Ирану плевать на то, что тиражирует и распространяет Израиль… Разве не видны хотя бы два заказчика нынешней «революции яиц» в Иране?!
Далее, 24 декабря, иранские власти объявили, что раскрыта израильская агентурная сеть и «шпион, который помог „Моссаду“ убить иранских учёных-ядерщиков, приговорён к смертной казни, Верховный суд Ирана утвердил приговор». 26 декабря секретарь Совета по целесообразности Ирана, бывший командующий КСИР генерал Мохсен Резайи на церемонии, посвящённой созданию подразделений авиационной безопасности Корпуса, поприветствовал разведывательную службу Ирана, заявив, что когда будут выпущены документы, связанные с ИГ (террористическая группировка, запрещена в РФ), мир осознает, что иранские спецслужбы проникли в эту террористическую группировку до её краха. «Мы боремся с терроризмом за пределами наших границ, потому что безопасность Ирана зависит от безопасности региональных стран», — отметил он. В этот же день Меджлис (парламент) Ирана проголосовал за законопроект «двойной срочности, который признает Аль-Кудс (Иерусалим) постоянной столицей государства Палестина».
Одновременно «движения ливанского и палестинского сопротивления, „Хезболлах“ и ХАМАС, создают совместный орган, чтобы противостоять спорному решению президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима (Аль-Кудса) столицей сионистского режима». Ливанский источник в сфере безопасности сообщил газете The Daily Star, что совместная «координационная палата» будет действовать на политическом, военном уровне и в сфере безопасности. Эта структура, по его словам, соберёт представителей «Хезболлах» и ХАМАСа, а также Народных мобилизационных сил Ирака (PMU), также известных под своим арабским именем «Аль Хашд аш-Шааби» и других групп сопротивления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. «Скоро может состояться официальное объявление со стороны сил сопротивления, которые собираются вместе, чтобы противостоять решению Израиля и Трампа», — добавил источник.
А теперь ответьте: верите ли вы в то, что только подорожание «яиц» двинули те самые 42 тысячи иранцев на улицы? Верите ли вы, что цены на яйца побудили требовать от аятоллы Хаменеи и правительства ухода из Сирии, Ливана, Палестины? Получив щелчок по носу в случае со смертной казнью важнейшего агента, предоставлявшего США и Израилю информацию по ядерной программе Ирана, узнав о провале всей сети, в Вашингтоне и Тель-Авиве были вне себя от ярости. Нужен был ответ. Однако не получилось…
Еще одна неудачная попытка США в январе «продвинуть» вопрос о «революции в Иране» в Совет Безопасности ООН — это не просто поражение, а дипломатическая пощёчина. И Франция, и Англия (не только Россия и Китай) предостерегли от вмешательства во внутренние дела Ирана. На этом фоне, образно говоря, пришлось «заткнуться» и Израилю, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предусмотрительно заявил о полной поддержке Тегерана. А вот директор ЦРУ США Майкл Помпео, по сути, начал угрожать Ирану: «Я ожидаю, что иранцы продолжат поднимать мятежи против власти. Я полагаю, что эти выступления протеста ещё не завершены». Попутно Помпео вновь обвинил Тегеран в «спонсорстве терроризма».
Жаль, что Помпео не признал, как ещё при Бараке Обаме США деньгами и оружием помогали «умеренной сирийской оппозиции», под которую ныне включают и сирийское отделение общепризнанной террористической группировки «Аль-Каида». А уж кто создавал и финансировал саму «Аль-Каиду», известно всем. Правящая династия Катара уже призналась и в том, кто финансировал «Исламское государство». Иран в числе спонсоров этих террористических структур не значится. А вот США, страны Запада в целом, Турция, Израиль, Саудовская Аравия так много «наследили», что, если, как пригрозил 26 декабря иранский генерал Мохсен Резайи, «будут выпущены документы, связанные с ИГ», планета может содрогнуться от правды о политике Запада и Израиля на Ближнем Востоке.
Помпео же дал ясно понять миру — США будут и дальше пытаться найти уязвимые места и «болевые точки» в системе национальной обороны и безопасности Ирана, которая начинается с «защиты Сирии, Ливана и Ирака» и означает «защиту Ислама». Но особо страшит США и Израиль именно создание «координационной палаты» партии «Хезболлах» и движения ХАМАС. Это означает, что палестинцы всё-таки решили согласиться с иранскими условиями оказания помощи Палестине. И участие в этой «палате» представителей Народных мобилизационных сил Ирака (PMU) — «Аль Хашд аш-Шааби» (напомним, ведущей силы по «зачистке» Ирака от боевиков ИГ и по подавлению клана Барзани в Иракском Курдистане) говорит о том, что вопрос об организации реального Сопротивления в Палестине настолько близок к «кардинальному хирургическому вмешательству», насколько, возможно, не представляют себе спецслужбы Израиля.
Ведь боевые отряды «Хезболлах» и ополчения «Аль Хашд аш-Шааби» за три года накопили такой огромный опыт ведения боёв как с террористами, так и иностранными наёмниками и «военспецами» в Сирии и Ираке, что Иран вполне может себе позволить роль обыкновенного наблюдателя, пусть даже в ранге заинтересованной стороны. Наращивание Ираном и его союзниками антиамериканских и антиизраильских действий и заявлений спровоцировало, казалось бы, находящихся в выигрышной ситуации США и Израиль — враги Тегерана рискнули. Но рискнули явно непродуманно — и расплата не заставила себя ждать.
Сергей Шакарянц, https://eadaily.com/