Преимущественное право управления железной дорогой Иран-Армения принадлежит российской компании «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД). Об этом сегодня на пресс-конференции заявил генеральный директор компании Виктор Ребец.
Компания «Южно-Кавказская железная дорога» принадлежит российской государственной компании «Российские железные дороги» (РЖД). В феврале 2008 года в Ереване между правительством Армении и РЖД был заключен договор, согласно которому железнодорожная сеть Армении со всем ее движимым и недвижимым имуществом передается российской компании в концессионное управление сроком на 30 лет.
«У проекта железной дороги Иран-Армения есть свой концессионер, компания «Россия ФЗЭ», которая, согласно договору, заключенному между нею и правительством Армении, имеет обязательства. Мы можем участвовать в этом проекте после строительства железной дороги. Соглашение, которое ЮКЖД подписала с компанией «Россия ФЗЭ» и Министерством транспорта и связи Армении, дает нам преимущественное право выступать в качестве оператора новой железной дороги, эксплуатирующей организации», - сказал Ребец.
В то же время, он добавил, что у них нет правовых оснований для того, чтобы «взять у компании «Россия ФЗЭ» ее работу».
«Пусть строят, а мы поможем», - заключил гендиректор ЮКЖД.
Министр транспорта и связи Армении недавно сообщил Радио Азатутюн, что несколько инвесторов заинтересовались проектом армяно-иранской железной дороги, стоимость строительства которой сегодня оценивается в 3 млрд долларов, и что инвестиционная компания «Россия ФЗЭ» обязалась до марта 2016 года представить «окончательный проект строительства железной дороги».
Кроме того, в ноябре Ереван и Тегеран договорились, что после старта строительства железной дороги в Армении Иран выделит 400 млн долларов на строительство участка железной дороги до границы с Арменией.
Примечательно, что еще один крупный проект с Ираном - армяно-иранский газопровод, также, в конце концов, оказался под контролем российской компании «Газпром».
Виктор Ребец коснулся также возможности возобновления работы абхазской железной дороги: «Да, конечно, мы надеемся, что усилия, направленные на возобновление прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией и которые в последнее время очень активно прилагаются со всех сторон, приведут к открытию абхазской железной дороги. Сколько потребуется времени?.. [трудно сказать], потому что здесь, помимо организационных и политических проблем, прежде всего необходимо, чтобы руководители проявили политическую волю».
Ребец проинформировал, что в январе-ноябре 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 6,3% сократился объем грузоперевозок, и главной причиной этого является сокращение экспорта и внутренних грузоперевозок.
Вопросы на армянском – в конце пресс-конференции
Кстати, в ходе пресс-конференции выступление Ребца с русского на армянский не переводилось, а когда мы задали ему вопросы на армянском, то после ответа на первый вопрос посредством перевода, сделанного его пресс-секретарем, Ребец потребовал задавать вопросы по-русски, чтобы «не тратить время на перевод». На наш отказ задавать вопрос по-русски, глава ЮКЖД потребовал, чтобы вопросы на армянском были заданы в конце пресс-конференции.
Саргис Арутюнян, http://rus.azatutyun.am/