Не прошло и полгода с момента подписания в Сочи в конце ноября прошлого года соглашения по урегулированию конфликта в Сирии между Россией, Турцией и Ираном. Однако, факты свидетельствуют о том, что, скорее всего, имеет место обратный процесс: в стране вновь набирают обороты боевые действия. И это, несмотря на заявления сторон об окончании военных действий на территории Сирии и на неожиданный визит президента РФ Владимира Путина на российскую базу в Хмеймиме, где он заявил о выводе российского контингента из Сирии.
Примечательно, что одной из главных целей атак становятся именно российские военные базы. Как следует из сообщений российских СМИ, атака на ту самую российскую военную базу в Хмеймиме (во всяком случае – последняя) с участием дронов проводилась с подконтрольной Турции территории. Так, газета “Красная звезда”, являющаяся центральным печатным органом Министерства обороны РФ, недавно напечатала комментарий ведомства, в котором говорится, что запуск дронов осуществлялся из района населенного пункта Муаззара, расположенного в юго-западной части зоны деэскалации “Идлиб”, контролируемой вооруженными формированиями так называемой умеренной оппозиции.
Минометный обстрел российских баз
По сообщениям российских СМИ, атака дронов и минометный обстрел российской военной базы в Хмеймиме, в ходе которых, согласно информации некоторых источников, которые однако российская сторона опровергла, были выведены из строя семь военных самолетов, представляют собой хорошо спланированную и скоординированную атаку, которая является самой серьезной с момента вступления российских войск в военные действия в Сирии в сентябре 2015-го года.
В этой связи Минобороны России, ссылаясь на вышеуказанное соглашение в Сочи, подготовило заявление, в котором подчеркивалась необходимость выполнения Анкарой взятых на себя обязательств по обеспечению соблюдения режима прекращения боевых действий подконтрольными вооруженными формированиями и активизации работы по выставлению наблюдательных постов в зоне деэскалации “Идлиб” с целью пресечения подобных атак ударных БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) по любым объектам”.
Письмо с соответствующим содержанием российское военное ведомство направило начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Турции генералу Акару Хулуси и руководителю Национальной разведывательной организации страны Хакану Фидану.
Круг замкнулся
Помимо прямого обвинения турок в причастности к атакам на российскую военную базу, в Минобороны РФ рассматривали и другие версии, по большому счету не опровергающие данную. В частности, по сообщению российского военного ведомства, 6-го января, во время налета на базу Хмеймим, в небе над Средиземным морем дежурил разведывательный самолет ВМС США “Посейдон”, который, по заверению русских, следил за атаками дронов. Примечательно, что самолет вылетел с аэродрома на острове Кипр, где нет американцев, но базируются английские военные, что позволило русским говорить не только о связи американцев с атакой дронов, но и НАТО в целом, членом которого также является Турция. Как говорится, круг замкнулся.
Все бы ничего, если бы не соглашение по Сирии и подписанный, наконец, в конце декабря прошлого года договор о поставке российских ракетных комплексов С-400 Турции, который в определенной степени можно считать “бонусом” для Анкары за указанное соглашение. И еще один любопытный факт: ракеты, фактически, будут поставляться Анкаре за полцены, поскольку, согласно договору, Турция будет платить лишь 45% от их стоимости, а остальные 55% Россия выделит в виде кредита. Если вспомнить, как возвращают кредиты России ее партнеры, то утверждение о продаже С-400 за полцены не будет выглядеть столь неправдоподобным.
Турецкий гамбит в действии
И после всего этого – подобный, с позволения сказать, конфуз в Сирии. Конечно, в подобных условиях Анкаре ничего не остается, кроме как обороняться. А как известно, самая лучшая оборона – это атака. И вот “на ковер” в МИД Турции вызываются послы стран-партнеров по сочинскому соглашению – России и Ирана Алексей Ерохов и Мухаммад Ибрагим, где им выражается недовольство в связи с “нарушением границ зоны деэскалации в сирийском Идлибе”. В том самом Идлибе, откуда вылетели дроны для атаки на российскую военную базу.
Причем, все это происходит в канун конгресса по национальному диалогу в Сирии, который, как известно, должен состояться 29-30-го января в том же городе Сочи, где был подписан вышеназванный “тройственный союз”.
Однако, продолжая дипломатическую атаку, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже заявил, что Анкара отказывается от участия в конгрессе. Учитывая подобное поведение Турции в канун другого важного для России события - президентских выборов в марте этого года, думается, что у Владимира Владимировича вновь появляется повод заговорить о пресловутом “вонзившемся в спину ноже”.
Манвел Гумашян, эксперт по международной политике, специально для "Новости-Армения"