18 января в Кракове прошли очередные переговоры глав МИД Армении и Азербайджана при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Встреча началась в присутствии посредников, а потом продолжилась в формате тет-а-тет.
ПО ИТОГАМ ОБСУЖДЕНИЙ СОПРЕДСЕДАТЕЛИ ВЫСТУПИЛИ С ЗАЯВЛЕНИЕМ, в котором отмечается, что министры и сопредседатели обсудили дальнейшие шаги для содействия реализации соглашений, достигнутых на предыдущих встречах, посвященных урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В заявлении посредников подчеркивается, что главы МИД двух стран "в принципе согласились с пересмотренным концептуальным документом сопредседателей по осуществлению расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ с целью его скорейшего завершения". "Министры и сопредседатели признали относительное спокойствие на линии соприкосновения, и сопредседатели призвали стороны укрепить эту позитивную тенденцию" - говорится также в заявлении посредников.
С комментарием по поводу краковских переговоров выступило и дипломатическое ведомство Армении. "На встрече продолжились начавшиеся в декабре прошлого года обсуждения о путях реализации соглашений, достигнутых лидерами Армении и Азербайджана на саммитах в Вене, Санкт- Петербурге и Женеве. Министр Налбандян призвал своего азербайджанского коллегу следовать призывам сопредседателей к неукоснительному соблюдению соглашений о прекращении огня, выполнить ранее достигнутые договоренности, подтвердить приверженность предложенным сопредседателями принципам урегулирования конфликта, что может проложить путь для продвижения переговорного процесса. В соответствии с соглашением, достигнутым на саммите в Женеве, министры иностранных дел Армении и Азербайджана совместно с сопредседателями обсудили осуществление дополнительных шагов по снижению напряженности в зоне конфликта и возможности активизации переговорного процесса. Была достигнута принципиальная договоренность о реализации договоренности о расширении возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ" - говорится в сообщении МИД РА.
ОТМЕТИМ, ЧТО В ПРЕДДВЕРИИ ВСТРЕЧИ С МАМЕДЪЯРОВЫМ, ДНЕМ РАНЕЕ, Налбандян провел отдельные переговоры с посредниками от Минской группы. В ходе этой встречи армянский дипломат отметил, что Армения продолжит поиск путей реализации соглашений, достигнутых на саммитах в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве, а также предложений сопредседателей, направленных на создание необходимых условий для продвижения переговоров, которые касаются снижения напряженности в зоне конфликта, соблюдения трехсторонних соглашений о прекращении огня 1994-1995 гг., расширения мониторинговых возможностей офиса личного представителя Действующего председателя ОБСЕ и создания механизма расследования нарушений прекращения огня.
Глава МИД РА подчеркнул, что, "если Баку последует призывам сопредседателей строго соблюдать режим прекращения огня, выполнит ранее достигнутые договоренности, будет конструктивно участвовать в переговорном процессе, подтвердит свою приверженность предложенным сопредседателями принципам урегулирования конфликта, тогда будет возможным проложить путь для продвижения мирного процесса". "Баку часто говорит о том, что якобы заинтересован в изменении статус-кво. Очевидно, что практический способ достижения этого - реализация вышеизложенного", - отметил Налбандян.
КАКУЮ ОЦЕНКУ МОЖНО ДАТЬ СОСТОЯВШИМСЯ ПЕРЕГОВОРАМ? С одной стороны, посредники и МИД Армении констатируют, что Баку дал принципиальное согласие на расширение офиса Каспшика и это можно расценивать как шаг вперед. С другой стороны… Переговоры о расширении офиса Каспшика идут вот уже два года и, если не ошибаемся, это далеко не первое "принципиальное согласие" Баку, а воз и ныне там. Такими темпами нагорно-карабахский конфликт можно будет урегулировать разве что в следующем тысячелетии. К тому же далеко не факт, что по возвращении в Баку Мамедъяров не найдет нового повода в очередной раз отложить выполнение согласованного.
Во-вторых, это далеко не первая договоренность, на которую Баку сначала соглашается, а потом отказывается выполнять. Вспомним хотя бы трехсторонние соглашения о прекращении огня 1994-1995 гг., о которых в очередной раз напомнил Налбандян. В-третьих, Баку дал "принципиальное согласие" только на увеличение численности офиса Каспшика, но не на расширение его мандата. А расширение "мониторинговых возможностей" миссии ОБСЕ, о котором говорит Налбандян, во многом зависит именно от того, согласятся ли стороны конфликта предоставить наблюдателям от ОБСЕ более обширные полномочия, например, на их постоянное присутствие вдоль линии соприкосновения, или по части расследования приграничных инцидентов. В заявлении сопредседателей об этом ничего не говорится и легко понять, кто препятствует реализации этого предложения посредников.
Ну и, наконец, в-четвертых, как и следовало ожидать, в преддверии переговоров Налбандяна и Мамедъярова Баку осуществил очередную провокацию - был ранен армянский военнослужащий. Очевидный сигнал, что в позиции Алиева мало что изменилось. Тем не менее, еще раз подчеркнутая сопредседателями необходимость укрепления режима перемирия для продолжения переговорного процесса, зафиксированное посредниками принципиальное согласие Баку (в очередной раз) на расширение офиса Каспшика можно считать небольшой подвижкой. Все-таки лучше что-то, чем ничего.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"