Лидер российских националистов Владимир Жириновский до сих пор с теплом вспоминает то время, когда, по его словам, российский чиновник, работавший в ООН, организовал для него встречу с Дональдом Трампом.
«Он понимал, что то, какой Россию изображают в американской прессе, не соответствует действительности, — сказал Жириновский о Трампе, прежде чем вспомнить встречу 2002 года в Нью-Йорке. — Он понимал, что мы даже лучше американцев».
Но теперь, когда Россия подводит итоги первого года президентства Трампа, обозреватели и политики, которые предсказывали коренные изменения в отношениях с США, все чаще приходят к выводу, что ошибались. За первый год пребывания в Белом доме самого пророссийского кандидата в президенты от основной партии в новейшей истории российско-американские отношения дошли до еще более низкого уровня, чем во времена до вступления Трампа в должность.
«Я думал, что будет революция, — сказал Жириновский, который по случаю победы Трампа устроил в Госдуме банкет с шампанским. — Мы не могли предвидеть все, что произошло».
Во время своей предвыборной кампании Трамп обещал улучшить отношения с Россией. Он назвал президента России Владимира Путина «очень умным». Но в первый год президентства Трампа его администрация усилила начатую Барком Обамой поддержку Украины в ее борьбе против пророссийских сепаратистов и соглашается с санкциями против России, за которые выступает Конгресс.
В результате тем россиянам, которые считали, что президент США может оказывать такое же влияние, как и их собственный, преподнесен урок по основам государства и права. Государственные СМИ, прокремлевские политики и многие комментаторы теперь обвиняют вашингтонский истеблишмент и американские СМИ в том, что те плетут небылицы о вмешательстве России в выборы и мешают Трампу выполнять свои обещания — проводить в отношении Москвы более дружественную политику.
В прошлом месяце Путин заявил на пресс-конференции, что Трамп не может улучшить отношения с Россией, что «даже если он этого и хотел, он не в состоянии этого сделать из-за известных ограничений». Его пресс-секретарь Дмитрий Песков назвал состояние американо-российских отношений главным разочарованием 2017 года.
«Это президент, у которого скованы руки», — сказал Валерий Гарбузов, директор Института США и Канады РАН во время круглого стола, организованного российским государственным информационным агентством по случаю первой годовщины пребывания Трампа на посту президента США. Используя любимую в российских политических кругах фразу, он добавил: «Российская политическая элита считала, что президент США находится на вершине вертикали власти, так же, как здесь у нас».
Одним из политических лидеров, задающих тон, является Жириновский, кандидат в президенты и давний подстрекатель, который обожает расистскую и ксенофобскую риторику. Россияне часто высмеивают его за скандальные, эпатажные высказывания, но он поддерживает Путина и является одним из самых заметных голосов (лиц) в российской политике.
В интервью Жириновский заявил, что в 2002 году, во время поездки в Нью-Йорк, он хотел встретиться с известными американцами, предпочтительно политиками. Но Владимир Грачев, российский чиновник, работавший в ООН, организовал Жириновскому встречу с Трампом. Жириновский заявил, что во время этой встречи он пытался убедить Трампа построить в Москве жилищный комплекс и предложил помочь наладить связи в городской администрации.
«Он был единственным, кто согласился со мной встретиться, — сказал Жириновский. — Трамп, по-видимому, уже был в поле зрения как человек, который ездит в Москву и не отказывается от встреч с теми, кто приезжал в Нью-Йорк».
Грачев, являющийся сегодня заместителем руководителя аппарата Центральной избирательной комиссии, в телефонном интервью подтвердил, что в 2002 году он организовал встречу для Жириновского, которого знает давно. По словам Грачева, он сделал это один раз в неофициальном порядке, и что встреча состоялась благодаря общему знакомому Грачева и Трампа — Тамиру Сапиру, выходцу из СССР, занимавшемуся бизнесом в сфере недвижимости, который жил в башне Трампа Trump Tower и умер в 2014 году.
Белый дом на просьбу о комментарии не ответил.
Через два месяца после того, как в 2015 году Трамп объявил о выдвижении своей кандидатуры, в российских газетах уже цитировали Жириновского как сторонника Трампа. «Нам нужен Трамп! — кричал он в эфире вечернего ток-шоу в следующем году, в сентябре 2016 года. — Мы должны бороться за победу Трампа!». И после того, как Трамп победил, Жириновский в Госдуме поднял пластиковый стакан с шампанским и произнес тост за «быстрое улучшение отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки».
Через год после прихода Трампа в Белый дом никакого улучшения не наблюдается. К концу января Министерство финансов США должно представить список близких к Кремлю представителей руководства российских компаний в соответствии с требованиями закона, принятого Конгрессом США летом прошлого года в ответ на вмешательство России в выборы. Включение лиц в этот список на практике не означает введение против них санкций, но, тем не менее, на них, скорее всего, уж будет клеймо.
Трамп разрешил начать поставки летального оружия Украине для использования против пророссийских сепаратистов, сделав то, чего избегал Обама. А в новой стратегии национальной безопасности США, которую Белый дом обнародовал в прошлом месяце, Россия и Китай названы странами, которые «бросают вызов власти, влиянию и интересам США».
«Если бы победила Клинтон, то вся элита США не была бы так настроена против нас», — заявил Жириновский.
Но, несмотря на все эти причитания по поводу ухудшения американо-российских отношений, сегодня уже меньше говорят о том, что, по словам многих американцев, является одной из самых серьезных предпосылок этого нарушения отношений. А именно, о выводе, сделанном разведывательным сообществом США (и отвергаемом Кремлем), согласно которому российские агенты вмешивались в американские выборы. За полтора часа участники круглого стола, обсуждавшие итоги первого года пребывания Трампа на президентском посту, этой темы почти не касались.
«Не только в верхах, но и в обществе, большинство [русских] людей сейчас, спустя год, не понимают, насколько важен этот вопрос для США», — заявил генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, имея в виду заявления о вмешательстве России в выборы.
Жириновский заявил, что не знает, являются ли утверждения о вмешательстве правдой. Но даже те прокремлевские политики, которые решительно отвергают эти утверждения, иногда с удовлетворением отмечают, что все больше американцев видят в России силу, которую нельзя игнорировать.
«Обама назвал нас страной в руинах, которая является небольшой региональной державой. Год спустя люди в Америке говорят только о России, — заявил заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов. — Единственный правильный урок из всего этого: не надо делать вид, что другие — карлики».
Антон Трояновский, The Washington Post, США
http://inosmi.ru/