Итак, турецкая операция против курдского кантона Африн на северо-западе сирийской провинции Алеппо, проведением которой турки грозились все последнее время, все-таки началась. «О начале операции мы сообщили сирийскому режиму, а также всем прочим сторонам, включая Организацию Объединенных Наций, в письменной форме», — заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (МИД Сирии уже опроверг данные утверждения, заявив, что они являются частью «серии лжи, которую мы привыкли слышать от турецкого режима»). По словам турецкого премьера Бинали Йылдырыма, операция, получившая название «Оливковая ветвь», будет проводиться в 4 этапа; ее целью является создание 30-километровой зоны безопасности на сирийской территории. «В рамках начатой операции будут нейтрализованы боевики PКK/KCK/PYD-YPG и ИГИЛ, а дружественное население Африна освобождено от давления и притеснений террористов», – заявляют в турецком Генштабе. В наземной части операции участвуют отряды протурецких сирийских «оппозиционеров», которые доставляются к сирийской границе на автобусах и пересекают ее в районе турецкой провинции Хатай.
Уже поступают сообщения о бомбардировках городских кварталов, убитых и раненых среди гражданских лиц, в том числе детей. У турок на это готов ответ: «Все раненые и убитые, доставленные в больницы Африна, являются боевиками PYD/PKK».
Находившиеся в Африне российские военнослужащие, по решению командования в Сирии, «для упреждения возможных провокаций, исключения угрозы жизни и здоровью», выведены за пределы кантона, а оперативная группа Центра примирения враждующих сторон и военной полиции передислоцирована из Африна в район Тель-Аджар.
По большому счету Турция, с самого начала сирийского военного конфликта являющаяся одной из его сторон, стремится к достижению целей, озвученных еще несколько лет назад. Ранее, в самое тяжелое для сирийского правительства время, Турция мечтала об Алеппо и создании бесполетной зоны над северными регионами САР; после российского вступления в конфликт цели были скорректированы (Алеппо с повестки дня, облизываясь, туркам пришлось убрать), но практически не изменились.
Понятно, что без согласования с двумя важнейшими акторами — Россией и США, никакого вторжения произойти не могло, и турецкая дипломатия на протяжении длительного времени добивалась этого согласования. Как видим, вполне успешно.
А меня постоянно преследует ощущение дежавю — все это уже было. Ну, конечно! Западная Армения, 1919-1920 годы. Тогда в опустошенном Геноцидом Ергире царил подъем. Проигравшая войну Турция по Мудросскому перемирию выводила войска с занятых ранее армянских территорий. Освобождаемые населенные пункты занимали армянские части, возвращались беженцы. В воздухе витала эйфория, подогреваемая обещаниями союзных держав. Но всё в одночасье кардинально изменилось…
Курды тоже долгое время витали в облаках. Поощряемые Америкой и Европой, заигрывающие с Россией, получающие помощь от тех и других, они в какой-то момент почувствовали себя настолько самостоятельными, что стали подумывать уже даже не об одном независимом государстве, а о целой россыпи фактически независимых гособразований на территориях Ирака и Сирии, и даже (аппетит приходит во время еды) Турции и Ирана. В трех сирийский кантонах ими была провозглашена так называемая Демократическая федерация Северной Сирии, печатались карты, отражавшие драконовские аппетиты, штамповалась символика, начались шапкозакидательские настроения и провокации против в общем-то гипотетически союзных на данном этапе сирийских войск.
Не зря говорят, что умный учится на чужих ошибках. А ведь всего-то было делов — обратиться к истории своих соседей-армян, чтобы понять, каково это — надеяться на русских, американцев и еще кого-то. Но какое дело курдам до армянской истории? Они давно уже позабыли о том, что сами участвовали в уничтожении Армении, безжалостно вырезая и беззастенчиво грабя своих вчерашних соседей. Для нынешних курдов Ван, Муш и Алашкерт давно превратились в Курдистан.
Реальность оказалось горькой. Вначале турки пресекли объединение кантонов сирийских курдов. Затем имело место унижение, коим обернулся референдум о независимости Иракского Курдистана. Потом произошла потеря углеводородного Киркука. И вот теперь — турецкое вторжение в Африн.
Не так давно один из современных пишущих курдских авторов самодовольно разглагольствовал: «Даже если какая-нибудь конференция посвящена курдской проблеме и сирийскому кризису, это отнюдь не мешает армянской стороне лишний раз замолвить слово за геноцид и так называемую Западную Армению! Не хорошо кусать руку, которая вас кормит! Для того чтобы нам с вами договориться, естественно расчет должен быть взаимовыгодным. Что сегодня Армения и армянский народ может предложить курдам?»
Возможно, Армения не самая богатая и не самая мощная страна. У нее нет нефти, газа и прочего нетрудового добра. Однако выясняется, что курдам все-таки есть, чему поучиться у армян.
Но курды, похоже, вместо учебы решили занять позу обиженного дитяти. В заявлении Отрядов народной самообороны (YPG) звучат обвинения в адрес России: «Мы считаем Россию, наравне с Турцией, ответственной за происходящее, и подчеркиваем, что Россия является преступным партнером Турции в деле массового убийства мирных жителей региона». Партия «Демократический союз» (PYD) призвала Москву и Вашингтон выразить четкую позицию по поводу турецкого военного вторжения в Африн. Курдские медиа и социальные сети заполнены проклятиями в адрес США и России. Достается и сирийскому правительству, хотя оно на данный момент оказалось единственным, кто выступил с осуждением турецкого вторжения в Африн. «Сирийская Арабская Республика решительно осуждает жестокую турецкую агрессию против города Африн, который является неотъемлемой частью сирийской территории, — говорится в заявлении сирийского внешнеполитического ведомства, озвученного накануне. — Турецкое нападение на Африн является очередным шагом агрессии Турции против суверенитета САР. Сирия призывает международное сообщество осудить турецкую агрессию и принять необходимые меры для ее немедленного прекращения».
Но вот уже споуксмен курдских YPG Нури Махмуд обвиняет «баасистский режим» в закулисных договоренностях с турками и обмене курдского Африна на протурецкий Идлиб! Однако при этом ни слова не говоря о том, что сирийское правительство дало разрешение на проход через свою территорию в Африн подкрепления из состава Сирийских демократических сил, дислоцированных в северо-восточных кантонах. Более того, согласно инсайдерской информации, правительство Сирии предлагало афринским курдам возможность передать обеспечение безопасности на территории кантона в руки сирийской армии, дабы защитить его от турецкого вторжения. Но получило предсказуемый отказ. Так какие теперь претензии?
Единство и договороспособность — вот основные составляющие выживания государств и государственных образований. Особенно это касается нашего неспокойного региона. Курды же раз за разом демонстрирует неспособность договориться даже между собой. В конце концов, выбирая между турецкой государственностью и амбициями непредсказуемых курдов, любой искушенный игрок — и крупный, и не очень, логично предпочтет первое. Ведь в политике нет места эмоциям…
Что же касается обстановки на другом ключевом театре военных действий — в Идлибе, то здесь подразделения бригады «Силы Тигра» под командованием бригадного генерала Сухейля аль-Хасана, развивая наступление вдоль автодороги Хама — Алеппо, соединились с отрядами Национальных сил обороны в районе населенных пунктов Хербет-аль-Гаджар и Расм-аль-Хармаль и, таким образом, замкнули котел вокруг группировки сирийской Аль-Каиды на территории площадью 1200 квадратных километров в восточной части провинции.
© Пандухт, https://pandukht.livejournal.com