На что следует обратить внимание в странах Евразийского экономического союза за прошедшую неделю? Данный обзор освещает наиболее резонансные события на пространстве ЕАЭС 15-21 января 2018 г.
Внешний контур ЕАЭС: Восток
На восточном контуре ЕАЭС одним из главных событий стал визит президента Казахстана в США.
16-18 января Нурсултан Назарбаев нанес официальный визит в США, где провел переговоры с президентом США Дональдом Трампом и представителями американских деловых кругов.
В контексте развития двусторонних отношений стороны сосредоточили внимание на реализации экономических проектов. Представители Казахстана и США подписали более 20 коммерческих документов об инвестиционном и торгово-экономическом сотрудничестве в таких сферах, как авиация, космические исследования, нефтехимия, сельское хозяйство и инфраструктура. По словам Н. Назарбаева, общая сумма подписанных контрактов составила $7,5 млрд.
В ходе переговоров отмечена значимость визита не только для двусторонних отношений, но и для Центральной Азии в целом. Так, лидер Казахстана назвал «очень важным» присутствие США в формате «С5+1». Участниками формата, в рамках которого проходят переговоры глав внешнеполитических ведомств, выступают США, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Накануне переговоров (12 января) в Вашингтоне заявили о готовности развивать формат и выделить для этого $15 млн.
Комментируя инициативу Белого дома, глава МИД РФ Сергей Лавров обратил внимание на «желание США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом «Большой Центральной Азии». По словам С. Лаврова, суть проекта заключается в стремлении развернуть все проекты стран Центральной Азии на юг, в сторону Афганистана, – но без участия России. В отличие от проектов евразийской интеграции, обусловленных экономической целесообразностью, намерения Вашингтона продиктованы геополитическими интересами, подчеркнул глава МИД РФ.
По оценке члена Центрального Комитета Коммунистической народной партии Казахстана, политолога Султанбека Султангалиева, «американский проект «Нового Шелкового пути» рассматривался его создателями как альтернатива Евразийскому экономическому союзу. Его сутью являлась торгово-экономическая интеграция стран Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Индии, а также вытеснение с данного огромного рынка китайских и российских компаний».
Внешний контур ЕАЭС: Запад
Центральной темой недели на западном контуре ЕАЭС стало урегулирование конфликта в Донбассе и роль Минска в данном процессе.
18 января произошел ряд важных событий, связанных с конфликтом в Донбассе. Верховная Рада Украины приняла так называемый закон о реинтеграции Донбасса (полное название – закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях»). Главные отличительные характеристики документа:
1. Неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей определяются как «временно оккупированные территории», действия России характеризуются как «агрессия против Украины».
2. Президент Украины получил право использовать войска внутри страны без согласования парламента.
3. В законе не содержится упоминаний Минских соглашений.
Реакция Москвы последовала 19 января: президент России Владимир Путин провел совещание с постоянными членами Совета Безопасности, на котором тема Украины стала одной из основных. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, «этот закон может самым негативным образом повлиять на перспективы внутриукраинского урегулирования». Более того, в Кремле указали на то, что документ входит в противоречие с Минскими соглашениями.
«Закон о реинтеграции, если подходить с юридических позиций, перечеркивает минские договоренности. Минские договоренности, которые были одобрены единогласно Советом безопасности [ООН] в резолюции, принятой через несколько дней после встречи четырех руководителей «нормандского формата» в Минске» – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
В день принятия закона о реинтеграции еще одним заметным событием стало заявление президента Казастана Нурсултана Назарбаева по итогам переговоров с президентом США Дональдом Трампом. «Мы говорили о том, что «Минск-1» застопорился, в тупике, нужен «Минск-2». Он [Д. Трамп] говорит: «Давай в другом месте [проведем переговоры]». Я говорю: «Давайте» – заявил Н. Назарбаев.
При этом Н. Назарбаев сообщил, что до запуска «минского формата» он стремился создать в Казахстане переговорную площадку по конфликту в Донбассе. В настоящее время Астана вновь заявляет о готовности принять переговоры. Также президент Казахстана считает, что сейчас существует необходимость введения миротворцев в зону конфликта.
Инициатива Астаны не осталась незамеченной в Минске и Москве. Глава МИД Беларуси Владимир Макей подчеркнул, что «в отличие от других, Беларусь за лаврами миротворца не гонится», а выполняет просьбу глав «нормандской четверки» (Германии, России, Франции и Украины). При этом глава МИД Беларуси заявил, что само место проведения переговоров особого значения не имеет.
«Мы не участники переговоров, но президент Республики Беларусь неоднократно предлагал различные варианты урегулирования этого кризиса, в том числе готовность обеспечить контроль белорусскими миротворцами украинско-российской границы и линии соприкосновения», − заявил В. Макей.
По оценке белорусской стороны, «вряд ли что-либо зависит от места проведения переговоров». Со схожим заявлением выступил и Д. Песков, сообщив, что главное – это приверженность сторон Минским соглашениям и «нормандскому формату». Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Владимир Джабаров предположил, что «господин Трамп сказал какой-то экспромт», и менять переговорную площадку стоит только в том случае, если все страны-гаранты Минских соглашений готовы к такому шагу.
Украинский политолог, директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков считает, что «Мы говорим «мир на Донбассе» и под этим имеем в виду прекращение военных действий, диалог и компромисс между сторонами, включая и представителей Донбасса. Но государственные и политические деятели Украины под словосочетанием «мир на Донбассе» подразумевают победу Киева над Донбассом».
Внутри ЕАЭС: интеграция
Наиболее заметным событием в сфере интеграции стала инициатива Беларуси по внесению изменений в договор о Союзном государстве с Россией.
17 января в Минске состоялось заседание оргкомитета по проведению V Форума регионов Беларуси и России, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы интеграции двух стран. Тема форума, запланированного на сентябрь 2018 г. – «Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора интеграции и союзного строительства». На территории Беларуси мероприятие впервые примет не Минск, а Могилевская обл. (города Могилев, Шклов и Горки). По традиции, Форум регионов станет площадкой для подписания коммерческих контрактов, возможная сумма которых оценивается в $400 млн. При этом председатель Совета Республики Михаил Мясникович обратил внимание на необходимость совершенствования правовых аспектов интеграции.
«Несмотря на то, что приняты все необходимые политические решения на уровне глав государств, на стадии исполнения мы не всегда добиваемся того, что продекларировано. И в этом плане нам, как парламентариям, надо уделить особое внимание вопросам унификации и гармонизации национальных законодательств» – заявил М. Мясникович.
В этой связи председатель Совета Республики предложил рассмотреть «дополнения и изменения в договор о создании Союзного государства», и согласовать их с российскими коллегами. Кроме того, к работе над новой редакцией договора белорусская сторона предлагает привлечь Постоянный комитет Союзного государства и Евразийскую экономическую комиссию.
Павел Воробьёв, редактор аналитического портала «Евразия.Эксперт»