Вооруженные силы Турции 20 января начали новую военную кампанию против курдов в северной Сирии, с целью проведения «антитеррористических» операций. Военная операция, получившая название «Оливковая ветвь», осуществляется в сирийской северо-восточной провинции Африн. Во-первых, военно-воздушные силы были введены в действие, по сообщению турецкой стороны поразив 108 целей, а на следующий день, 21 января, начались наземные операции. В результате воздушных ударов в Африне есть жертвы, в том числе и мирные жители. В свою очередь, сирийские курды бомбили турецкие города Рейханл и Килис, в результате чего десятки получили ранения. Военные операции продолжились и на третий день.
Опасения Турции
Президент Турции Эрдоган сказал, что они не намерены останавливаться. По словам премьер-министра Бинали Йылдырыма, военная операция в Сирии будет проводиться в четыре этапа, конечной целью которой является создание зоны безопасности глубиной 30 км в Африне. Главным противником Турции являются курдские «бригады народной самообороны» (YPG), которые, по убеждению Анкары, связаны с Рабочей партией Курдистана (РКК) в Турции. Главная забота турецкого руководства заключается в том, чтобы в Сирии не была создана курдская автономия, что может стимулировать активизацию движений независимости в курдонаселенных районах Турции. YPG, которые отрицают связь с PKK и не принимают обвинения в вовлеченности в терроризм, входит в поддерживаемую США коалицию сирийских демократов, которая сыграла важную роль в борьбе с террористической группой «Исламское государство». Турция была глубоко обеспокоена тем фактом, что Соединенные Штаты намерены сформировать воинскую часть в составе 30 000 человек на границе с Турцией, которая должна охранять границы, чтобы террористы «Исламского государства» повторно не проникли в Сирию.
Символизм истории
Это, конечно, не первый случай, когда Турция непосредственно осуществляет военные операции в Сирии. Турецкие силы впервые вторглись в Сирию 24 августа 2016 года, продвигаясь к приграничному району Джераблус. Эта военная операция называлась «щит Евфрата». Очень символично, что ровно за 500 лет до этого, 24 августа 1516 года, произошла известная в истории битва Мардж Дабика, которой османские султаны начали завоевание Сирии и арабского мира. До военного вторжения 2016 года Турция участвовала в сирийском конфликте опосредовано, посредством верных ей вооруженных группировок. Теперь, кстати, по сообщениям различных СМИ, наземные операции в основном против курдов осуществляются группировками, подчиняющимися Турции.
Поаплодируем Эрдогану и Трампу
Многие страны мира осудили военное вторжение Турции в Сирию. Франция призвала к проведению внеочередной сессии Совета Безопасности ООН, на что резко отреагировал министр иностранных дел Турции. Теперь основные проблемы заключаются в том, могут ли эти действия в Турции иметь серьезные международные последствия для нее, и как эти события повлияют на общую ситуацию в Сирии?
Председатель института Ближнего Востока Москвы, востоковед Евгений Сатановский говорит, что этот новый конфликт был спровоцирован вооружением курдов современным оружием и намерением сформировать из них пограничные войска, что стало последней каплей, которое переполнило чашу терпения российского руководства.
«Турция боится курдов и понимает, что формирование единого Курдистана на севере Сирии по образцу иракского Курдистана очень опасно для нее, поэтому она пытается предотвратить это. Однако теперь Турция завязла в очень непростом и дале не локальном конфликте, став врагом для всех курдов, и это, безусловно, резко активизирует PKK на территории самой Турции, где продолжается самая настоящая гражданская война с курдами. Не говоря уже о том, что турецкая армия уже начала нести потери в полумиллионном Африне и стоит перед угрозой завязнуть в минно-диверсионной войне. К чему это приведет, знает один Бог. С другой стороны, не случайно, что в этой ситуации, когда Турция вошла в Африн, сирийская армия, при поддержке иранских и российских войск, нанесла удары по «Аль-Каиде» в провинции Идлиб, потому что Турция этого не делала, хотя и обещала очистить Идлиб от «Аль-Каиды. Все это вместе заставляет нас аплодировать и Эрдогану, и Трампу, которые своими собственными руками портят свою сирийскую политику, и, строго говоря, это облегчает дело Дамаску», – прокомментировал востоковед в беседе с Первым Информационным.
Был ли российско-турецкий торг?
Сатановский подчеркивает, что Турция этим серьезно портит свои отношения с Соединенными Штатами, потому что Эрдоган прямо выступает против Трампа и срывает всю американскую политику в Сирии, а это неизбежно подталкивает его к тому, чтобы он договаривался с Россией, в частности, по взаимодействию в рамках конгресса народов Сирии.
В ленте новостей на фоне этих бурных событий в Сирии появилась очень интересная информация, что Турция официально разрешила российскому «Газпрому» построить вторую линию газопровода «Турецкий поток» в Турцию. Эта новость становится еще более примечательной, если учитывать как военный, так и дипломатический нейтралитет России в отношении событий на севере Сирии. Однако Евгений Сатановский не видит никакой связи между этими двумя событиями.
«Курдов курируют американцы? Да. Так пусть американцы и занимаются этим. Это вполне понятная точка зрения России», – отметил наш собеседник.
Результат закулисного соглашения
Арабовед Армен Петросян в беседе с Первым Информационным выразил мнение, что турецкое вторжение в Африн в политическом смысле может оказаться выгодным ряду региональным и внерегиональным сил, в том числе – арабским странам Персидского залива и России. Турецкие военные действия в Сирии он считает результатом закулисного соглашения.
«Довольно интересный вопрос, кому выгодна или против чьих интересов эта военная операция Турции. Прежде всего, стоит отметить, что это действие Турции – это прежде всего действие, вытекающее из собственных интересов и задач, против которых, в первую очередь, США, поскольку это косвенный удар по его и некоторых его западных союзников позициям. Из-за нынешней ситуации в наиболее выгодном положении оказываются внешние персонажи, в частности арабские страны Персидского залива, которые, также будучи вовлеченными в это противостояние и спонсируя некоторые оппозиционные сирийские силы, в особенности после последних процессов оказались в пролете. Таким образом, активизация военных действий иностранных персонажей в Сирии выгодна этим странам. Эта военная операция отчасти выгодна России, поскольку, как я уже упоминал, Турция фактически действует против США – геополитического соперника России. В какой-то степени это также выгодно нынешним сирийским властям. Почему? Потому что повышение роли курдов может привести к разделению Сирии и созданию курдской автономии в долгосрочной перспективе, и Дамаск руками Турции, кажется, решает свои собственные проблемы. Но, конечно, это выгодно только в определенных границах», – прокомментировал Армен Петросян.
«Принципиальный» Азербайджан и официальный нейтралитет Еревана
Вторжение вооруженных сил Турции в Сирию является грубым нарушением территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности сирийской границы с точки зрения международного права, но поскольку в Сирии уже давно «все границы перейдены», и эта страна стала сценой столкновения интересов различных влиятельных игроков, поэтому события, происходящие в Сирии, к сожалению, больше оцениваются не в моральных, гуманитарных и юридических плоскостях, а в области чисто политических интересов. И наш соседний Азербайджан, который все международные платформы принципиально использует для требования у мира справедливости и обвинений Армении в нарушении ее территориальной целостности, в этом случае на удивление и в то же время очень предсказуемо выразил поддержку своему союзнику Турции, фактически защищая нарушение права территориальной целостности другого государства.
«В этом случае позиция Азербайджана должна оцениваться с учетом турецко-азербайджанских стратегических, братских отношений, и ожидать от Азербайджана другого подхода было бы не очень верным. Но с другой стороны, это действие Турции, особенно с точки зрения международного права, также не отвечает интересам Азербайджана, так как это действие, осуществляемое с нарушением территориальной целостности и неприкосновенности границ. Это действие противоречит принципам, которые всячески пытается защитить Азербайджан на разных международных платформах», – говорит востоковед Армен Петросян.
Что касается Армении, то эксперт считает маловероятным, чтобы официальный Ереван выразил какую-либо точку зрения на эти события, поскольку даже позиция официального Дамаска была очень мягкой. И пока нет серьезных военных обострений, эти военные операции не вызывали серьезных гуманитарных проблем в Сирии, и все это прямо не затрагивает интересы Армении в Сирии, Армении нет необходимости выражать официальную позицию.
Арам Саргсян, http://ru.1in.am/