Читая биографию некоторых людей, поражаешься тому, как один человек успел за свою жизнь (даже если она не была короткой) столько успеть. Кстати, справедливости ради надо заметить, что имена их не всегда известны широким массам. Один из таких "волшебников" – Леон (Левон) Оганесян, имя которого, скорее всего, немногим из читателей о чем-нибудь скажет.
Тем не менее, сложно предугадать, как бы развивалась медицина в Армении, если бы не Левон Оганесян, ведь он – один из основателей медицинской науки в Советской Армении, основоположник терапии и кардиологии в стране. Кроме того, Оганесян стал одним из создателей медицинского факультета Ереванского государственного университета, в дальнейшем – Ереванского медицинского университета имени Мхитара Гераци, который бессменно возглавлял 48 лет. Кстати, студентам ЕрМИ до сих пор вручается стипендия имени академика Леона Оганесяна. Именно он основал Институт малярии и медицинской паразитологии — второй в Советском Союзе после московского, а также Институт кардиологии при Министерстве здравоохранения Армянской ССР.
Около 300 научных работ в области истории медицины принесли великому ученому мировое признание. Он был избран академиком Международной Академии историков медицины. Этого звания в СССР удостоился только Леон Оганесян.
Молодой профи
Сам Левон родился в Тифлисе в 1885 году, однако предки его – выходцы из карабахского села под интересным названием "Карин таг", что в переводе с армянского означает "под камнем".
После окончания Первой тифлисской гимназии будущий врач поступил на медицинский факультет Императорского Харьковского университета. Однако еще будучи студентом, он во время каникул работал в Михайловской больнице в Тифлисе.
Огромного профессионального опыта юный доктор набрался во время Первой Мировой войны, когда был призван на военно-медицинскую службу на Кавказский фронт и врачебную деятельность вел непосредственно в войсках. Тогда он не только лечил раненых, но и боролся с инфекционными заболеваниями. Сложно представить, как в таких условиях Оганесян умудрялся параллельно заниматься еще и научной деятельностью. После демобилизации его наградили двумя орденами Российской империи.
В 1919 году талантливый медик переезжает в Ереван. Здесь его назначают главным врачом I Ереванской больницы, при этом он возглавляет и терапевтическое отделение. В то время в городе свирепствует малярия, смертность только от этого заболевания превышала рождаемость. Именно тогда выдающийся медик начинает сосредоточенно заниматься предотвращением малярийных заболеваний в Армении, в результате чего в 1923 году по его инициативе открывают Тропический институт (позднее переименованный в Институт малярии и медицинской паразитологии).
С переездом на родину Левон Оганесян берется также за изучение древних и средневековых армянских медицинских рукописей, для чего ему приходится изучить древнеармянский язык (грабар). В итоге он становится автором первого масштабного исследования по истории армянской медицины – пятитомного труда "История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней", который в дальнейшем был опубликован на грузинском и немецком языках. В целом, надо заметить, врач владел русским, грузинским, английским, французским, испанским и немецким языками, два из которых выучил в 84-летнем возрасте. Дело в том, что помимо медицинских работ ему принадлежат несколько пьес, рассказов, перевод изданных за рубежом на французском языке произведений армянских авторов.
Новые открытия
Сегодня Армения славится своими бальнеологическими курортами. Основными центрами бальнеологии в стране по праву считаются Джермук, Арзни, Анкаван. Начало развитию этого направления тоже было положено Оганесяном. Именно он стал инициатором создания первого курорта в Армении, исследовав лечебные свойства минеральных вод курорта Арзни при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Кстати, о чудодейственных минеральных источниках Армении великий ученый узнал из древних манускриптов. В 1925 он обратился в Наркомздрав Армении с предложением провести исследования минеральных вод. Вскоре началось изучение источников Арзни, а позднее Джермука, Дилижана и других. Результаты превзошли все ожидания, и уже в том же году было начато сооружение санаторного здания. Так определилось будущее курорта Арзни, ставшего кардиологической здравницей всесоюзного значения, где с 1927 по 1960 годы Оганесян являлся бессменным консультантом.
Он также проводил исследования физических свойств и химического состава минеральных вод Тифлиса, в результате чего предложил создать в городе бальнеологическую станцию.
Не робкого десятка
Многие помнят о том, насколько запретной в советские годы являлась тема Геноцида армян. Большинство общественных деятелей и выдающихся людей попросту скрывали свою позицию по этому вопросу. Однако Левон Оганесян в это большинство не входил: он никогда не скрывал своих позиций не только по Геноциду в Османской империи, но и по территориальным потерям.
В 1949 году, будучи делегатом Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве Оганесян выступил с речью, в которой открыто говорил про Геноцид. А в 1960-е годы совместно с другими представителями интеллигенции республики он предъявил петицию в ЦК КП Армении с требованием присоединения Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР. Только представьте, какой смелостью нужно было обладать, чтобы пойти на этот шаг в те годы. Из-за этого, представление Оганесяна к званию Героя Социалистического Труда было отменено. Хотя, недостатка во всевозможных званиях, орденах и наградах гениальный медик, надо признаться, не чувствовал. Отметим некоторые из них: Орден Святой Анны IV степени, Орден Святого Станислава III степени, Медаль "За оборону Кавказа", Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", Заслуженный деятель науки Армянской ССР и т.д.
В период репрессий, когда многие деятели науки и культуры попадали в опалу, Оганесян не прерывал с ними дружбы. В частности, он часто бывал у находившегося под домашним арестом "врага народа" Егише Чаренца. Надо добавить, что он близко дружил со многими представителями армянской интеллигенции, среди которых великий художник Мартирос Сарьян, который часто писал портреты выдающегося ученого, актер и театральный режиссер Вагарш Вагаршян и другие.
Благодатное семя
Отец Леона Андреевича – Андреас (Андрей) Оганесян был юристом и работал в Тифлисском суде. Мать, Варвара Арутюновна Асриева владела грамотой, следила за образованием семерых детей, среди которых великий медик был старшим.
Все дети Леона Оганесяна добились больших высот в своей профессиональной деятельности: Константин стал доктором архитектуры, профессором, заслуженным деятелем искусств Армянской ССР. Именно ему суждено было раскопать город-крепость Эребуни. Видимо, страсть к археологии передалась ему от отца, который занимался раскопками во время работы в барачной больнице на рудниках в Алаверды. Второй сын – Александр — известный композитор и дирижер, а дочь Анаит стала филологом.
https://ru.armeniasputnik.am/