В Перевальской колонии вспоминали Сергея Параджанова. Там он провел три года. Формально режиссера посадили по статье «Гомосексуализм». Фактически — боролись с ним как с диссидентом. Сам Параджанов говорил о себе так: «Армянин, который родился в Грузии и отсидел в советских тюрьмах за украинский национализм».
Всю ленту не показывают — только фрагменты. Но зато нескольких фильмов. Один из них с участием Михаила Голубовича. Голубович — и на экране и в зале. Он дружил с Параджановым. Его проведывал и в колонии.
Михаил Голубович, друг Сергея Параджанова: «Не приехать я не мог бы. Потому что слишком с огромнейшим уважением я относился к человеку, о котором мы сегодня говорим… Это личность великая. И то, что сделали сегодня руководство учреждения — это дань, может быть, малая совсем дань этому человеку».
Голубович помнит, где именно в зале сидел Параджанов. С ним здесь встречался. А вот камеру режиссера в колонии показать не могут. Прошло почти тридцать пять лет. Никто не помнит. Да и сами заключенные о том, что он здесь сидел, не знают.
О Параджанове готовы рассказать в местной библиотеке. На стене — большой портрет режиссера, скачанные из Интернета его коллажи.
Дмитрий Бугаев, библиотекарь: «Люди приходят, видят — висит портрет на стене и кто не знает, интересуются: «Кто ж это такой?». Я им рассказываю, что это был режиссер очень известный».
«Его на зоне не понимали», — добавляет Дмитрий. Он узнал, что и в колонии режиссер творил. Писал рассказы и делал коллажи. Тогда Параджанова спрашивали — зачем? Теперь его «Записками с неволи» зачитываются.
http://www.top.lg.ua