В азербайджанской историографии подчеркивается, что с февральской революции 1917 г. начинается путь Азербайджана к независимой национальной государственности. Термин «гражданская война» не используется. Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», об этом сообщается в книге "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств", изданной в Москве в 2009 году.
«После приобретения политической свободы, дарованной революцией», пишут авторы азербайджанского учебника, «составы политических партий и мусульманских национальных советов стали формироваться из лучших представителей буржуазии и помещиков». Причем, не скрывается, что вопрос о выборе пути — «либо как прежде тянуть лямку колониального ига, либо... вернуться к национальным истокам и восстановить свою государственность» — перед «тюркскими народами» приобрел актуальность только в это самое время. Показательно, что вплоть до октябрьских событий 1917 года радикализм требований ограничивался лишь территориальной автономией «в рамках Российской федеративной буржуазной республики». Буквально единицы из числа либеральной интеллигенции «особое внимание обращали на приверженность идеям тюркизма, национализма и независимости». Более того, обвинения азербайджанцев в сепаратизме со стороны Временного правительства кажутся авторам обидными и надуманными. Просто «Временное правительство проводило свою колониальную политику в «более изощренной и скрытой форме»» и стремилось «подавить национально-освободительное движение в Азербайджане».
Таким образом, нет народного стремления к независимости, нет организованной силы, проявляющей волю к независимости, а есть лишь губительная политика Временного правительства, от которой можно скрыться только под защитой независимости. Получается, все прежние рассуждения о вековой национально-освободительной борьбе, жестоком колониальном режиме, русификации были лишь для «красного словца». Правда, один фактор, присутствовавший в спектре внимания учебника и раньше, — армянский — проявился и здесь: «В одном из своих выступлений А.М.Топчубашев отметил, что армяне, войдя в тайный сговор с русскими, ведут подготовку к новой массовой резне мусульман в Баку, Иреване, Карсе и в других регионах Южного Кавказа». Вот в этом-то русско-армянском русле и следует главный вывод раздела учебника: «Для осуществления непримиримой борьбы против армян, выступавших в едином блоке с русскими, требовалось объединение усилий всех слоев азербайджанского народа. Все мусульманские партии, независимо от политических взглядов и общественных позиций, объединились в едином фронте против армян — злостных врагов нашего народа».
Главное в характеристике Октябрьской революции заключено в следующей фразе: «Большевики хотели в новой форме восстановить российскую колониальную систему». На основе этого тезиса происходит развитие всей концепции: «В конце 1917— начале 1918 г. Баку был превращен в центр большевистско-дашнакских групп. Сюда стекались антиазербайджанские силы со всего Южного Кавказа». Смысл происходившего авторы объясняют предельно просто: «Заявив на состоявшемся 15 марта заседании Бакинского Совета о том, что «Бакинский Совет должен стать главным оплотом гражданской войны на Южном Кавказе», Шаумян по существу дал указание о начале геноцида азербайджанцев». Ответственность за «геноцид» недвусмысленно возлагается на население «армянских и русских (молоканских) сел», при содействии которого «было убито свыше 7 тысяч мирных азербайджанцев» (всего численность жертв определяется в 20 тыс. азербайджанцев). Но главная вина возлагается на «большевистско-дашнакские соединения во главе с С. Шаумяном» (имеется в виду Бакинский Совет). Цель проведения «геноцида» определяется также бесхитростно и прямо — «нанесение смертельного удара по идее независимости Азербайджана», чтобы «под видом «братской помощи», безвозмездно передавать советской России национальные богатства Азербайджана».
Картина 23 месяцев независимости Азербайджанской Демократической Республики рисуется как череда трудных, но бесспорных успехов: «Тот факт, что в начале 1920 г. в Азербайджане была достигнута политическая и экономическая стабильность, признавался даже большевиками, являвшимися врагами его независимости». Тем не менее шаткость положения новой власти бесспорно доказывается в приведенном в тексте учебника заявлении в Сейме одного из депутатов: «Мы не сможем своими силами остановить страшную анархию, охватившую не только Кавказ, но и весь Южный Кавказ... Нам не остается ничего, кроме вмешательства иностранных сил... Иностранная сила, которая может вмешаться — это дружественная и братская Турция».
Военная помощь, которую тут же оказала Турция, была продиктована, естественно, самыми бескорыстными мотивами, а «местное население встретило турецких воинов с большим воодушевлением». Целью, на которой были сосредоточены действия правительства при содействии турок, «было освобождение Баку от армяно-большевистского притеснения и восстановление территориальной целостности Азербайджана». Отношения с Советской Россией в 1918—1920 гг. не складывались, так как она, несмотря на неоднократные призывы азербайджанского правительства построить их на основе равенства и независимости, «выступая с великодержавных и гегемонистских позиций, отказывалась от признания новых государств, образованных на территории бывшей империи». Не решаясь открыто напасть, «стремясь прикрыть иностранную военную интервенцию восстанием внутри страны, Советская Россия усилила внимание к созданию «пятой колонны» внутри Азербайджана».
Однако попытки представить Советскую Россию в качестве агрессора даются авторам с большим трудом. Появление 11-й Красной Армии в апреле 1920 г. не встретило никакого сопротивления: «Двухчасовой бой на станции Ялама завершился поражением азербайджанских военных сил. Было уничтожено около трех артиллерийских дивизий (!), попало в плен около 600—700 воинов. Русская армия потеряла всего 30 человек... 27 апреля в 12 часов дня от имени ЦК АКП(б), Бакинского бюро Кавказского областного комитета РКП(б) и конференции рабочих в парламент был направлен ультиматум с требованием передать власть большевикам... Невзирая на резкие возражения М.Э. Расулзаде, Ш.Рустамбейли и других мусаватистов, по требованию социалистической и других близких к ней фракций было принято решение о передаче власти большевикам».
Описанные в учебнике события не могут не пробудить вопроса: а была ли независимость столь ценна для азербайджанского народа и его политиков, если они с такой легкостью с ней расстались? Вот как авторы ответили бы на этот вопрос: «Оккупация Азербайджана войсками Советской России за короткий срок стала возможной благодаря следующим факторам: перед апрельским переворотом народ устал от экономического и политического кризиса, от национальных распрей и противостояния; определенная часть населения поверила в лживые обещания большевиков, другая часть — понимала бессмысленность сопротивления XI Красной Армии; в ряде городов и деревень местное население, состоящее в основном из русских и армян, переходило на сторону оккупантов и т.д.». Прямо скажем, из этого «объяснения» следует, что авторы крайне невысокого мнения о способностях азербайджанского народа разобраться и оценить события. Ведь ситуация развивалась не один год, и, если национальное правительство ничего не могло дать, кроме постоянного кризиса и национальных распрей, то связь такого правительства с народом не может не исчезнуть.
Последующие 20-е годы рисуются как сплошной ужас оккупации: «Большевики преследовали геополитические цели, но в то же время хотели прибрать к рукам несметные наземные и подземные богатства Азербайджана. С первых же дней оккупации большевики стали вывозить его богатства в Россию». Грабеж производился и частным порядком: «Большевистские чиновники не довольствовались награбленными предметами домашнего обихода и роскоши. Они, не стесняясь, срывали драгоценности с пальцев и ушей женщин и девушек». Начался красный террор, производились расстрелы, причем «все это совершалось втайне от Азербайджанского Революционного Комитета Центральным Комитетом АКП (б), БК и особым отделом XI Красной Армии, основное ядро которых составляли русские и армяне».
После создания СССР «Азербайджан превратился в колонию Советской России, которая приступила здесь к реализации социально-экономических и политических мер, наиболее отвечающих ее колонизаторским интересам».
СПРАВКА: В рамках социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ №192-РП от 14.04.2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, изучено преподавание истории в школах постсоветских государств и восприятие истории ХХ века их населением. Были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины и Эстонии. Изученные учебники являются наиболее массовыми или даже единственными в школах соответствующих государств.
Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».
На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад, выдержки из которого подготовил Сейран Степанян «КАРАБАХ 88».