Мы всегда гордимся своими соотечественниками, которые добились всемирной известности, но мало кто из нас знает имена не менее талантливых армян, которые живут и плодотворно работают в провинции. Газета «Еркрамас» периодически будет знакомить своих читателей с одаренными соотечественниками из разных регионов страны, чтобы восполнить тот информационный вакуум, который, к сожалению, зачастую разрывается только после их смерти. О таком человеке, талантливом, неординарном, ярком мы вам расскажем. Это - Андреана Гургеновна Агбалян. Она скончалась в день любимого города Владивостока, в котором жила и творила последние годы своей жизни – 3 июля. Ей было 63 года.
В конце 2010 года в музее Арсеньева проходила выставка «Город и мода». Куратор выставки - известный историк моды Александр Васильев - обратился ко всем посетителям с призывом помочь музею создать свою коллекцию, отражающую развитие моды во Владивостоке. Дарители оказались так щедры, что из подаренных вещей сложилась новая экспозиция. Часть экспозиции была посвящена нашей соотечественнице - здесь можно было увидеть концертные платья актрисы и певицы Андреаны Агбалян, блиставшей некогда на сцене приморской филармонии. Причем для многих и даже тех, кто близко знал Андреану Гургеновну, был откровением тот факт, что свои блистательные туалеты она шила своими руками. По словам людей, которые знали Андреану, ей хотелось выделяться, она была настолько индивидуальна, что не покупала, не заказывала, а шила наряды сама.
Андреана Агбалян родилась в Ереване 24 декабря 1945 года. Свое имя девочка получила после того, как ее отец Гурген Агбалян отчаялся увидеть сына - третья дочь – он махнул рукой и назвал новорожденную в честь деда Андреаса. И все же, несмотря на «мужское имя», Андреана была миниатюрная и грациозная, излучала жизнерадостность, светилась как солнышко. При этом была тверда и целеустремленна.
Андреана Агбалян приехала во Владивосток, в Приморскую краевую филармонию, которой отдала 15 лет, уже сложившейся актрисой, со своим репертуаром. После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии она успела поработать в театрах Ленинграда, Кирова, Свердловска, Магадана. Потом был творческий «фейерверк» в Пушкинском театре, блестящий проект фестиваль-конкурс «Болдинская осень», рождённый совместно с Александром Бутыриным. Поездки по краю с концертами, творческими встречами. Каждый, кто с ней знакомился, запоминал навсегда. Она никогда себя не берегла: ни на сцене, ни в жизни. Удивительно, но на большую сцену Андреану Агбалян привел заводской ансамбль песни и пляски, который славился по всей Ленинградской области и в других городах вплоть до Москвы. На завод она пришла станочницей сразу после школы. Сначала, правда, попыталась поступить в один из театральных институтов, но не прошла. Не по баллам, а потому, что не имела дополнительного образования, ни музыкального, ни рисовального, хотя талантами Бог не обидел. Однако сколько себя помнила, Андреана всегда пела. Вот и в цехе продолжала петь, среди заводского грохота, шагая от станка к станку. Однажды эту картину увидел начальник цеха. Долго наблюдал, слушал, как девчонка поет. Решил - негоже, чтобы такой уникальный голос пропал, чтобы девушка загубила металлической пылью свои легкие. И перевел ее в чертежники. У Ады (так коротко звали Андреану) плюс ко всему оказался очень точный глаз — любые схемы она вычерчивала набело без всяких вспомогательных инструментов. Редкостное умение пригодилось в жизни: не единожды пришлось чертить от руки собственные афиши…
Уже будучи солисткой заводского ансамбля, Агбалян осуществила свою давнюю мечту - поступила-таки в Ленинградский институт театра и кинематографии, где одолела конкурс в 40 человек на место, и где преподавали великие Товстоногов, Меркурьев, Елизавета Тиме… Потом, по окончании учебы, девушку, у которой оказался необыкновенно сильный и богатый голос, но не было «волосатой руки», пригласили в закрытый театр, существовавший в Свердловске-40. Здесь она, не знавшая ничего о страшной тайне этого насыщенного радиацией места, начала свой творческий путь. Отдыхать она любила в прекрасном с виду парке, но разбитом на гиблом месте, аккурат над секретным заводом, пока однажды работница парка не обратилась к ней: «…Да знаешь ли ты, на чем сидишь?! Ведь под тобой — ядерный завод!».
В Магадан молодую певицу переманил главный режиссер театра драмы и музыкальной комедии, услышав ее голосок на крымских гастролях. Андреана согласилась не сразу, но режиссер девушку не забыл и проявил настойчивость. В конце концов, молодая певица все же решилась - в память о дяде, проведшем на Дальнем Севере несколько лет в ссылке: он смог выстоять, а я что — хуже? Пусть это чистый романтизм - еду! И не разочаровалась. Ее любили. Ее звали в другие места. Ценили ее голос. Здесь же, в Магадане, она встретила свою большую любовь - одного из режиссеров-документалистов «Дальтелефильма» Валерия Головина. Более тридцати лет назад он приехал в Магадан на съемки очередной ленты и, увидев на сцене актрису с удивительным голосом, был очарован настолько, что не мог не познакомиться с ней. В итоге Головин увез Аду с собой во Владивосток. Впрочем, город, из предложенных на выбор, Андреана Гургеновна выбрала сама, хотя Валерий Васильевич предупредил, что театра оперы или музкомедии там нет. «Ну и что? Есть филармония!». А главное — есть дом, семья, верная любовь… К нему, своему любимому мужу, с которым она счастливо прожила 32 года, были обращены ее последние слова: «С любимыми не расставайтесь…».
Талантливая актриса, певица с уникальным голосом, чтец и автор многих тематических вечеров, посвященных творчеству поэтов, писателей, музыкантов, за пятнадцать лет работы в Приморской краевой филармонии Андреана Агбалян составила около семидесяти собственных программ, с которыми и выступала по всему краю. Позже, когда она стала душой и музой Пушкинского театра, а потом работала в театре Кати Кучук, появилось еще несколько десятков сценариев. Андреана Гургеновна разработала цикл пушкинских вечеров, в который вложила все свои знания, умения, таланты, самоотверженность, свои бессонные бдения над новыми программами и концертами. А после открытия во Владивостоке Дома-музея В.К.Арсеньева Андреана Агбалян вместе с тогдашним директором нового культурного центра организовала цикл вечеров «Искусство серебряного века», подготовив обширную программу. Посетители Дома-музея, благодаря ей, получили возможность познакомиться с любимыми песнями Владимира Клавдиевича, звучавшими в его доме, вспомнить мелодии первой трети минувшего века. Звучали здесь и пластинки с голосами Вертинского, Козина и других мастеров эстрадной песни (Андреана Гургеновна трепетно хранила эти голоса прошлого), и стихи полузабытых поэтов, и, конечно, романсы в ее исполнении…
Она много ездила по Приморскому краю, выступая в приютах для стариков, детских домах, школах, колониях. Всегда отвечала на приглашения. А приглашали часто, поскольку знали, насколько уникальны и насыщенны, интересны и познавательны литературно-музыкальные программы Андреаны Агбалян. Одна из таких поездок в октябре прошлого 2007 года оказалась роковой. Возвращались с коллегами из Спасска-Дальнего, когда Приморье накрыл ранний снегопад, и застряли в той печально знаменитой многосуточной пробке на федеральной трассе. Во Владивосток Андреана добралась вконец простуженная. Сначала думали — обычное легочное воспаление. То, что это прогрессирующий рак легких, врачи поняли лишь через несколько месяцев…
21 декабря в Пушкинском музее Владивостока состоялся вечер памяти певицы Андреаны Агбалян. Она ушла, не дожив несколько месяцев до своего очередного дня рождения – 24 декабря. К этой дате и был приурочен памятный концерт. Он прошел на той же высокой ноте, на которой прожила певица всю свою жизнь.
В конце вечера прозвучала запись голоса самой Андреаны Агбалян. Зал слушал стоя невесомые, словно из воздуха льющиеся прощальные звуки нежного женского голоса, уносящие в вечность бесконечные переливы любви Андреаны Агбалян. Многие тихо плакали.
Все сборы от концерта пожертвованы на памятник Андрианы Агбалян.
Ева Лусинова, по материалам СМИ