Готовить врагов власти не просто, а очень просто: пришел, по первому впечатлению всех разогнал, новых нанял, потом и их выгнал - вот вам ударный отряд противников, готовых при каждом удобном случае вставить палку в колесо. Если же удобного случая не видно, не беспокойтесь, специально подготовленные люди его создадут.
О чем разговор? О скоропалительности вообще, а в кадровых вопросах особенно. А еще немного о кино.
Все труднее избавиться от ощущения, что необходимая оптимизация работы министерств и ведомств превращается в чистку, чистка - в разгон со свистом, а это лучшее средство для консолидации противников любой масти и любой власти. Потрите почти любого оппозиционера и легко найдете в нем обиженного: властью, прямыми руководителями, косвенными обстоятельствами. И уходят они если не во враги, но уже точно не остаются друзьями. Хотя могли бы быть союзниками - ведь истинные профессионалы служат не людям, которые могут быть плохими, а делу, которое знают лучше многих.
Вот теперь к самому массовому из искусств. Был такой фильм, «Рожденная революцией», один из первых телесериалов по-советски, кстати сказать, совсем не плохих.
Молодой рабочий Путиловского завода Николай Кондратьев по зову долга идёт работать в «угро». Что делают в угро, Николай Кондратьев примерно знает, но как делают - не знает. Хочет, но не может. Понимает, что полагаться надо на честных людей. Но не знает, что бороться с преступниками можно с помощью самих же преступников. Словом, того, чего он не знает, во много раз превосходит то, что он может.
И тут, хочешь-не хочешь, а Кондратьеву приходится начинать с совместной работы с сотрудниками царского сыска. Лояльный к советской власти бывший сотрудник имперской уголовной полиции Нил Колычев берет под свое крыло молодого и необученного и доводит его до необходимой кондиции. Дальше все получается очень даже неплохо, а местами даже и хорошо.
…Противников новой власти в Армении сегодня меньше чем сторонников. В то же время сторонники не только ходили по улицам и выкрикивали нужные слова, они работали, ждали часа, когда можно будет отдаваться делу не только за зарплату, но и для души. И вот приходит необстрелянный министр, приводит еще более незрелого зама, тот оттирает в сторонку курируемых персон, в том числе и опытных, типа Нила Колычева из имперской уголовной полиции. Профессионал оказывается не только в дураках, но уже и в оппозиции. Пока договороспособной, но со временем, возможно, радикальной.
Нил Колычев в армянском исполнении, скорее всего, не одинок. У него жена, дети, круг друзей, знакомых, просто соседей, знающих условному «Нилу» истинную цену и не понимающих, почему профессионалу такого класса вдруг показывают на дверь. Образуется круг людей, у которых новая власть начинает вызывать аллергию с перспективой перерасти в неприязнь, чтоб потом обернуться неприятием.
Николу Пашиняну это надо? Тех, кто связывает с ним надежды на будущее, это вдохновляет? Гибкость в принятии кадровых решений и поштучный подход к назначениям мешают?
Не повод для радости и перескок олигархов из одного партийного гнездышка под крыло победивших. Лучше всего - каждому свое: бизнесмены делают деньги в любых количествах и платят налоги в установленном порядке, не олигархи приходят в Национальное собрание и занимаются политикой. Олигарх во власти как ветренная женщина на танцплощадке: непостоянна, взбалмошна, и одновременно податлива. Между тем, опираться можно только на то, что сопротивляется, а те, которые приходят на поклон, при смене власти точно так же уходят.
Бархатная атака на прежнюю власть не должна становиться самоцелью. Цель - долгожданное улучшение жизни, которое тоже не сегодня-завтра. А если отсекать от дела знающих и умеющих - то и послезавтра. Если же убрать всех, то ждать придется еще дольше. Счастье с доставкой на дом за два-три месяца приходит только в цветном художественном кино вроде «Сердце поет» производства киностудии «Арменфильм».
Автор сожалеет, что кинотеатра повторных фильмов в Ереване больше нет.
Сергей Баблумян