События в арабских странах заставили насторожиться авторитарные режимы в исламских государствах. Беспокойство особенно усилилось после крупных выступлений в Турции, когда на улицы Анкары и Стамбула вышли до 10 тысяч протестующих против власти людей.
НА ЭТОМ ФОНЕ НЕКОТОРЫЕ ОППОЗИЦИОННЫЕ СИЛЫ в Азербайджане стали высказывать мнение, что в этой республике возможно повторение сценария событий в Тунисе, Египте, Йемене и некоторых других арабских странах. И аргументы у них вроде бы убедительные: преимущественно исламское государство, ничем не ограниченный авторитаризм, тяжелое социальное положение населения. Однако достаточно ли этого для народного бунта, даже если считать, что тюркские племена уже объединились в единый этнос?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы тезисно рассмотреть по отдельности каждое из существующих в Азербайджане "оснований" для бунта.
ИСЛАМ
Ислам в современном Азербайджане играет незначительную роль. Этому способствовал не столько насаждаемый 70 лет в республике атеизм (в первые годы независимости в Азербайджане как грибы после дождя стали строиться мечети и молельные дома), сколько проводимая Ильхамом Алиевым политика гонения мусульман.
ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОИТСЯ укоренения исламских ценностей в возглавляемой им республике. Это выражается не только в разрушении и закрытии мечетей, но и в стремлении выставить ислам в неприглядном свете, столкнуть приверженцев различных ветвей ислама.
Алиев прекрасно осознает интегрирующую силу религии, как понимает и то, что населяющие Азербайджан различные народы, народности и племена не имеют другой почвы для объединения. Сегодня в Азербайджане с помощью властной креатуры шейх уль-ислам гаджи Аллахшукюра Пашазаде насаждается недоверие между шиитами и суннитами, продаются и покупаются духовные должности, жестоко разгоняются собрания верующих, запрещены многие религиозные обряды, в том числе относящиеся к почитанию памяти исламских мучеников Кербелы. Люди со страхом вспоминают о фактическом уничтожении верующих села Бананъяр Нахиджеванской автономии.
Симптоматично, что на многих азербайджанских форумах Аллахшукюра Пашазаде именуют не иначе, как Шейтан (Сатана) Шукюром Пашазаде. А многочисленные бакинские и других городов рестораны и увеселительные заведения более уместны на "улицах красных фонарей", чем в мусульманском государстве. Ислам в Азербайджане сегодня пребывает в загнанном состоянии и на данном этапе истории не способен выступить в качестве объединяющей силы. Нынешние нападки бакинских деятелей на Исламскую Республику Иран, кроме всего прочего, объясняются также опасениями влияния Ирана на население Азербайджана.
АВТОРИТАРИЗМ
Приход к власти Ильхама Алиева ознаменовался не только мошенничеством и подлогом документов, но и репрессиями, начавшимися сразу после "выборов" в 2003 году. Уже тогда было ясно: ради сохранения незаконно приобретенной власти этот человек готов половину Азербайджана расстрелять. Сегодня у президента Азербайджана гораздо больше возможностей сделать это, чем семь лет назад. Назначенные еще Гейдаром Алиевым министры обороны и внутренних дел не просто преданы Алиеву: они повязаны с ним одной веревкой и прекрасно понимают, чем грозит им падение режима Ильхама.
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ НА ЭТОТ СЧЕТ НИКТО НЕ ПИТАЕТ ИЛЛЮЗИЙ: и Сафар Абиев, и Рамиль Усубов способны, не задумываясь, отдать приказ о стрельбе на поражение по протестующей толпе. Таким образом, любое серьезное протестное выступление в этой республике способно обернуться большой кровью. Стоит ли при этом обвинять людей в покорности судьбе?
Опирающийся на штыки своих вассалов, Ильхам Алиев сегодня контролирует в Азербайджане все сферы жизнедеятельности: от нефти и прессы до оппозиции и деятельности коммерческих предприятий и банков. Стремление Алиева к сохранению власти опирается на два чувства: боязнь возмездия за многочисленные преступления перед населением и неуемное желание передать власть в республике сыну Гейдару. "Возвышенные" цели И. Алиева способны подтолкнуть его к любому кровавому преступлению, в Азербайджане это прекрасно понимают. Тюркскую массу легко поднять на погромы, у нее на это генетическая предрасположенность, но вооруженного солдата она всегда предпочтет обойти.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Социальные трудности способны стать причиной бунта в странах, население которых давно уже отвыкло от забот поиска хлеба насущного. Простое отключение электричества в каком-нибудь Бирмингеме, например, способно вызвать неуправляемый хаос, а проблемы с водоснабжением – стать поводом для социальной революции. Совсем иное дело народы и народности, веками пребывавшие в условиях напряжения жизненных сил, или, тем более, исповедующие кочевой образ жизни. Они неприхотливы, легко переживают трудности и воспринимают блага цивилизации в качестве милости свыше, которая легко может иссякнуть.
В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ НАЛИЧЕСТВУЮТ ОБЕ КАТЕГОРИИ: потомственные земледельцы и классические кочевники. И те и другие исторически привыкли преодолевать жизненные невзгоды и способны достаточно легко переносить искусственно созданные или естественные тяготы бытия. Ильхам Алиев обладает счастливой возможностью сколь угодно перекрывать "кислород" жителей Азербайджана, обманывать и обворовывать их, никаких социальных последствий это иметь не будет. Небольшая прослойка бакинских маргиналов в силу своей немногочисленности какой-либо решающей роли в жизни Азербайджана играть не способна.
Тюрки привыкли тесниться в юрте и слепо повиноваться обладателю больших отар. Они веками жили по правилу "ты начальник - я баран, которого ты вправе стричь". Они с уважением относятся к способности увеличить количество своих овец, зарабатывать деньги. Достаток – главный критерий отношения к человеку, и для тюрка совершенно не имеет значения источник этого достатка. Именно по этой причине сведения о полученных отцом и сыном Алиевыми миллионных взятках вызывают у турка лишь чувство восхищения. Повествующие о грязных деньгах и покупках Алиевым целых кварталов в Дубаи, статьи американских газет и разоблачения Wikileaks лишь увеличивают уважение турок к своему президенту. По существу эти разоблачения способствовали легитимизации Алиева в глазах большинства граждан Азербайджана.
Таким образом, без вмешательства извне и крупных инвестиций сколько-нибудь серьезное "народное" движение в Азербайджане невозможно. Однако беспорядки в этой республике никому в мире не интересны. В том числе и Армении. Как президент Азербайджана Ильхам Алиев полностью устраивает армянский народ. Ибо у этого человека, что бы он ни говорил, личные интересы явно доминируют над всеми остальными. Так что в Азербайджане могут спать спокойно: в среднесрочной перспективе никто их на баррикады не поведет. Ни продавшаяся с потрохами оппозиция, ни внешние силы.
В Баку все спокойно.
"Голос Армении"