Впервые об этом замечательном художнике и фотографе я узнал лишь месяца два назад из телепередачи, посвященной истории иконы и современной иконописи. Православные священнослужители рассуждали об иконах, школах их создания, и когда речь зашла о современном религиозном искусстве, назвали имя лучшего на сегодняшний день в России в этой области художника - Гора Чахала, последние 10 лет пытающегося развивать диалог церкви и современного искусства. Привлеченный таким необычным именем, я начал искать информацию и нашел достаточно быстро - оказывается, весь русскоязычный интернет буквально забит сведениями, рецензиями, интервью и беседами с художником.
ГОР РОДИЛСЯ В МОСКВЕ В 1961 ГОДУ, УЧИЛСЯ РИСУНКУ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ, затем увлекся поэзией, закончил с отличием Московский инженерно-физический институт по специальности "прикладная математика", организовал группу "Параллельные действия", познакомившую московскую рок-сцену с поэтическим перформансом. Чуть позже начал заниматься виртуальным перформансом, а потом и виртуальной скульптурой. В 1995 году Гор становится стипендиатом берлинской Академии художеств, затем стипендиатом Museums Quartier Австрии. В 2007г. он экспериментально доказал гипотезу о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу, а в 2009 году реализовал принцип обратной перспективы в фотографии.
Его картины экспонировались на персональных и групповых выставках в России, Австрии, Нидерландах, Германии, Италии, Франции, Японии, США, Литве, Египте, дважды в Ереване и один раз в Гюмри. Они представлены в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, Музее современного искусства Москвы, в галереях США и в частных коллекциях очень многих стран. Гор рисует, фотографирует, устраивает художественные инсталляции... Он озабочен выживаемостью традиционной изобразительности, не существующей для многих нынешних художников, которым рационализм заменил глаза и сердце, говорит о банальных, традиционных вещах - о мире и человеке в нем. Из области эстетики он плавно сползает в область этики, не понижая при этом художественного качества работ. Одна из выставок Гора Чахала именовалась "Искусство с человеческим лицом". И в московскую художественную ситуацию это самое "человеческое лицо" Чахал возвращает с помощью новейших технологий, компьютерной печати, сканера, фотографии.
ПОЧУВСТВОВАВ, ЧТО БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ И КОММЕНТАРИЕВ ХУДОЖНИКА О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ, ДА И ЖИЗНИ мне не обойтись, я решил связаться с ним и получить ответы из первых рук.
- Гор, а кем вы себя считаете больше - художником или фотографом?
- Конечно, только художником. Фото и видео, цифровые или компьютерные технологии я использую только как различные медиа в качестве дополнительной техники исполнения произведений. Последние годы в современном искусствоведении появилась такая классификация - мультимедийный художник. В общем, мастер на все руки, хотя начинал я свою творческую деятельность в 80-е годы прошлого века как поэт, совмещая свою творческую активность с учебой в институте и затем в аспирантуре. Мои стихи изданы - всего одна книжка. Потом я увлекся синтетическими формами искусства, современным театром, перформансом, а к началу 90-х - изобразительным искусством. Благо границы его сейчас размыты.
- Чего в вашем творчестве больше - от художника или от математика?
- Математическое прошлое мне очень помогает относительно легко осваивать новые технологии, не бояться экспериментов в любой области и доводить идею до оптимального результата с минимально возможными затратами. Все остальное во мне - от художника. После окончания школы передо мной стоял выбор: идти в Архитектурный институт или в МИФИ. Сегодня, глядя на то, во что превратили Москву мои ровесники архитекторы, я благодарен ангелу-хранителю, который не позволил мне совершить фатальную ошибку. Уровень художественного образования у нас и сейчас не ахти, а в конце 70-х был просто архаичен.
- Вас очень хвалили православные священнослужители, уверяя, что будущее современной иконы за вами. Станет ли тема христианства для вас главной и единственной в творчестве?
- Думаю, да. Я давно пришел к убеждению, что художественное творчество религиозно по своей сути. В сущности художник жив только верой. Как ни ругают его арт-критики, он упорно продолжает свою, зачастую никому или почти никому не понятную деятельность. А христианство, без сомнения, является высшей формой, квинтэссенцией религии. Поэтому, считаю, искусству от христианства не уйти. В прошлом году мне удалось организовать первую выставку актуальных современных художников в притворе действующего православного храма в Москве. Убежден, что у диалога церкви и современного искусства большое будущее.
- Ваши работы - это результат кропотливого труда или некий симбиоз фантазии и вдохновения?
- И то и другое. По натуре я жуткий лентяй и ищу в жизни самых простых решений. Но почему-то пути их достижения всегда оказываются какими-то неимоверно сложными. Причем каждый раз с новыми, совершенно непредвиденными препятствиями. Так что жизненный опыт здесь никак не помогает. Желание получить конечный результат заставляет применять кропотливость и упорство. Хотя некоторый прогресс все же наблюдается. В том смысле, что с годами в голову приходят не фантазии вообще, а только те, которые я способен реализовать в имеющихся в настоящий момент условиях. Несбыточные мечты, видимо, отсекаются уже на подсознательном уровне. Не знаю, хорошо ли это? Но жить помогает.
- Если быть откровенным, то к вашему творчеству меня привела фамилия. Зайдя на ваш сайт, я увидел фамилию "Оганисян". Кто же в жизни московский художник Гор Чахал?
- По паспорту у меня фамилия Оганисян. Чахал - это псевдоним, древняя фамилия рода по отцу. Дед, спасаясь от турецкой резни, сменил фамилию. А я таким образом возвращаю ее обратно. Армянская сторона моей жизни - мой отец, который ни о чем, кроме Армении, не думает. В юности он приехал учиться в Москву, да так и остался тут. Женился на моей матери, русской, которая родила ему кучу детей. Я был вторым. Старший - известный спортсмен Санасар Оганисян. Младший - финансист, я - художник. Всю жизнь отец мечтал вернуться в Армению. В 80-е годы ему это даже вроде бы удалось. Уехал по поручению Министерства авиационной промышленности руководить авиационным комплексом в Ереван. Но после распада СССР Армении стало как-то не до авиации, и ему пришлось вернуться. Что касается меня, то в детстве я часто отдыхал летом у родственников в Армении, довольно сносно разговаривал на армянском, потом, правда, из-за отсутствия практики забыл. Не скажу, что очень мучаюсь национальным самоопределением. Я коренной москвич и люблю свой город. Одно время после перестройки пытался найти что-то, что объединяет наши культуры, в смысле русских и армян. Не веру, поскольку христианство наднационально. Общее нашлось в балканской музыке, которую с тех пор очень люблю. Да, а еще я с детства очень упрямый. Это, конечно, явно армянское.
Фото Сергея Шахиджаняна
Армен МАНУКЯН, "Голос Армении"