"Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых."
К. Маркс, Ф. Энгельс
Манифест Коммунистической партии
Карабахский вопрос – это вопрос состоятельности новой армянской государственности, индикатор сопротивляемости армянского общества, показатель его зрелости и дееспособности.
Насколько подготовлен армянский народ отстаивать свои интересы в современном мире, насколько он способен правильно фиксировать свой государственный интерес, насколько этот фиксированный интерес соответствует национальному, насколько армянский народ убедителен в представлении этого интереса…
Несмотря на кажущуюся тривиальность самой постановки вопроса, на самом деле все обстоит гораздо сложнее. В первую очередь необходимо исходить из того, что сегодняшнее армянское общество принципиально отличается от того, которое более двадцати лет назад поднимало карабахскую проблему, отстаивало ее в меру сил, способностей и понимания. В настоящее время в суверенной Армении, именно как в буржуазном государстве, завершился процесс классообразования, самоопределились антагонистические слои общества, и вовсе не факт, что интерес "высшего класса", т. е. влиятельной группы, обладающей финансовыми, политическими, управленческими, экономическими рычагами, тождествен тому интересу, который и отстаивался армянами в период советского общества.
Совершенно очевидно, что представители "высшего класса" жизненно заинтересованы в функционировании региональных коммуникаций, в налаживании приемлемых отношений между соседями, в интеграции своего личного бизнеса в региональный. Проблема в том, что именно этот личный интерес и представляется сегодня в качестве государственного и даже национального.
Наверное, ни один здравомыслящий человек не может выступать против курса по выходу страны из политической и экономической изоляции, однако вопрос в путях такого выхода. Сформировавшаяся в стране крупная буржуазия в лице наиболее влиятельных своих представителей ратует за безоговорочное принятие всяких предложений извне, так как это в максимальной степени соответствует интересам крупного личного бизнеса.
Среда, в которой протекало социальное разделение народа, естественно, стимулировала и процесс размывания ценностей за счет формирования принципиально новой ценностной шкалы. Практически все публичные мероприятия – телевидение (особенность самих передач и фильмов), те или иные юбилейные торжества, массовые праздники и т.д. – по сути лишь обслуживают вкус и духовные потребности класса имущих.
Проблема собственно армянской жизни (например, тот же вопрос Нагорного Карабаха) в том, что она должна каким-то образом зафиксировать свое место в системе новой ценностной шкалы. Есть серьезные основания думать, что это место постепенно отодвигается на задний план и подчиняется интересам представителей сросшегося с властью крупного бизнеса.
Только и только этим объясняется тот факт, что та же Грузия и дальше может достаточно спокойно осуществлять дискриминационную политику в отношении армянского населения, может продолжать уничтожение памятников армянской архитектуры, заведомо будучи уверенной, что ни одного адекватного ответа на официальном уровне от Еревана она не услышит (в противном случае Тбилиси просто-напросто перекроет свои выходы и входы в Армению, что с точки зрения воротил нашего делового мира равнозначно перекрытию "доступа кислорода в республику". На самом деле речь, конечно, идет о перекрытии личного бизнеса).
Этим же объясняется тот факт, что Турция в свою очередь может продолжать по десяток раз на дню предъявлять свои ультимативные требования и по двадцать раз заявлять, что они (эти требования) неизменны, однако армянский класс имущих с никак не меньшей последовательностью будет вдалбливать в наше массовое сознание идею о необходимости установления добрососедских с ней отношений. Азербайджан так же будет продолжать запугивать всех войной, говорить о нерушимости своих государственных границ, а Армения вновь и вновь будет ссылаться на неблагоприятные для нас Мадридские принципы.
Укреплению позиций класса имущих содействуют не только вылепленные им по своему образу и подобию телевизионные герои нашего времени, не только усугубляющаяся криминализация и коммерциализация армянского общества, но и соответствие интересов – "классового" и так называемого международного, направленного на минимизацию напряженности в регионе. Именно поэтому практически все международные структуры и влиятельные государства никогда не теряют случая приветствовать любую новую инициативу, ориентированную на курс установления взаимопонимания между Арменией, Азербайджаном и Турцией. Вполне вероятно, что для "проявивших гражданскую смелость и личную волю" лидеров заготовлены и Нобелевские премии мира.
Практически все процессы, протекающие сегодня в армянской общественно-политической и социальной среде, в том числе вопросы, связанные непосредственно с перспективами развития отношений с соседними государствами или (отдельным срезом) мартовскими событиями в Ереване, необходимо рассматривать на фоне наличия у нас поляризованного классового общества с его жизненными интересами, приоритетами и отвергнутыми или отвергаемыми понятиями. Между тем сегодня все еще практикуется весьма примитивная, но очень опасная схема деления народа на своих и чужих, на героев и предателей.
Процессы, протекающие в армянском обществе, носят объективный характер, и нужно осознавать, что самого общества, которое лет пятнадцать-двадцать назад отстаивало и отстояло интересы Нагорного Карабаха наперекор даже самым изощренным формам политической, экономической и информационной изоляции, ныне просто не существует. Оно распалось на отдельные дисперсные единицы, и каждая подобная группа – вымирающий вид, который пытается как-то сохраниться, не располагая при этом стратегией выживания.
Объективно и то, что в Армении сложилась ситуация, при которой интересы крупного бизнеса противоречат интересам национальным. Подобное противоречие будет все больше усугубляться (катализатором выступят армяно-турецкие отношения и карабахская проблема), и, когда оно станет более чем явным, в стране появятся принципиально новые идеологические ростки, с призывами о необходимости национализации некоторых крупных (по армянским меркам) производств и торговых сфер.
Возможно, первые идеологические ростки станут озвучиваться уже в следующем году.
Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»