Последний месяц в Республике опять выдался богатым на политические события. Многие обыватели, да и представители диаспоры, уже устали от потрясений и ярких моментов в политической жизни Армении за текущий год.
На первый взгляд, ситуация ясна. Никол Пашинян, добившись феерической победы, заняв пост премьер-министра, а затем, взяв под контроль и столицу республики, должен был заняться обыденными и рутинными делами в социально-экономической области. Ведь именно эта сфера подпитывала все последние годы недовольство граждан и стимулировала серьезную критику бывших властей со стороны диаспоры (американской, российской и европейской). Крах в этой области очевиден и обсуждению не подлежит, лишним подтверждением чему является по-прежнему высокий уровень миграции армянских граждан и их отъезд в Россию, США или страны ЕС.
Однако, Пашинян во главу угла поставил дальнейшую политическую борьбу со своими старыми оппонентами, давно проигравшими и фактически уступившими ему поляну... Тем не менее, он инициировал разбирательства по прошлым делам и резонансным событиям, под пристальное внимание судебных органов попали экс-президент Роберт Кочарян, экс-глава ОДКБ Хачатуров и многие другие известные лица.
Когда была начата и развивалась широкая антикоррупционная кампания, в жернова которой попали представители старой власти, люди из окружения Саргсяна и его родственники, это не вызвало никаких вопросов. Однако, продолжение репрессивных кампаний вместо реальных реформ и преобразований (шагов по подъему и оздоровлению экономики, улучшению социальной сферы) заставляет усомниться в благих побуждениях Пашиняна.
Казалось бы, путь открыт, ты - премьер с собственной командой, и у тебя мало преград, однако, ты решаешь играть дальше именно на политическом поле, дабы добиться полного уничтожения противных сил и консолидации всей власти в своих руках. Создается устойчивое впечатление, что Пашинян осознанно пошел на дальнейшее обострение, хотя многие ожидали, что он призовет к успокоению ситуации и займется текущими делами, которые требуют внимания премьера. Он же заточен на политическую борьбу, что привело к его формальной отставке и роспуску парламента. Понятно, что все эти шаги сделаны для того, чтобы до конца года взять под контроль все ветви власти в Республике.
С одной стороны, такая консолидация власти в одних руках традиционна и понятна, но, с другой, у человека исчезают реальные противовесы и появляется большой соблазн (если не у него, то у его окружения) порулить всласть. Это создает благостные предпосылки для роста коррупции и казнокрадства, для закрытия и ухода от прозрачности высших эшелонов власти.
В связи со сложившейся ситуацией, возникает целый ряд вопросов к Николу Пашиняну и его бойкому окружению (в первую очередь, о готовности членов его команды к системной государственной деятельности, которая сильно отличается от уличных протестов и публичных речей на открытых мероприятиях). От их компетентности и ответственности зависит не только благосостояние граждан, но и их физическая безопасность (так как провал во внутренней или внешней политике может привести к новому всплеску боестолкновений в Карабахе и новой полномасштабной войне с Азербайджаном).
Откровенный провал в расследовании о событиях 1 марта: вначале яркие заявления о разоблачениях, предъявления обвинений бывшим первым лицам и попытки привлечь их к ответственности, а также арестам, а потом падение как карточного домика... Такое ощущение, что все это стало частью политической игры, если хотите, запугивания, а не серьезной продуманной кампании новых властей.
Пока не видно продуманной политики властей на острых направлениях, поэтому возникают сомнения в наличии подобной программы (тем более, что бэкграунд некоторых членов команды Пашиняна далек как от государственной деятельности, так и от ответственных позиций в бизнесе и реальном секторе). Яркая общественная карьера - это хорошо, но вот пригодится ли она на государственной службе - вопрос другой.
В связи с этим, остается пока без ответа и ключевой вопрос, который волнует как многих граждан Республики, так и людей из диаспоры, сможет ли Пашинян и его команда потянуть тяжелый воз под названием «Республика Армения» или нас всех ждет новая встряска в следующем году. Способна ли его команда проводить сбалансированную внешнюю политику, без скачков в сторону и ненужных перегибов? Где масштабные проекты в экономической области и преобразования в социальной сфере, которые крайне нужны? Где Пашинян найдет большое количество новых рабочих мест, дабы снизить уровень безработицы и остановить массовый отток трудоспособного населения из республики? Сможет ли новый-старый премьер решить проблему доступного тепла в зимний период, который уже на носу? Способна ли его команда подготовить и, главное, провести программу комплексных преобразований в Армении, имея на руках незначительные финансовые возможности и постоянно растущий внешний долг?
Пока ответов на все эти вопросы нет, что создает определенное беспокойство как в Республике, так и среди армян других стран. Сможет ли вчерашний трибун взвалить на себя весь этот ворох проблем и поступательно заняться их решением, или его запала хватит только на одну-две политические разборки, а дальше нас ждет стремительное возвращение к старым реалиям?
Ваган Мутафян