Электрический свет из сугубо функционального, да еще в оболочке советского дизайна превращается в эффектное декоративное дополнение интерьера. Расскажем, на что обратить внимание при выборе светильников для дома.
Бытует мнение, что люстры безнадежно устарели и должны уйти в прошлое, что хрусталь — вообще хлам, которому место на помойке. Однако новые проекты модных дизайнеров интерьеров и ассортимент производителей светового оборудования заставляют задуматься: «А ведь здесь не так все просто»!
МОДНЫЙ СВЕТ
Главный тренд в освещении — световой комфорт в доме. Ему подчинен выбор оборудования: свет не должен бить прямо в глаза, лампы надежно скрываются внутри плафонов или корпусов, в крайнем случае — у них колба из матового стекла, создающая мягкое рассеянное освещение.
Бурное развитие новых технологий, в том числе LED, позволяет отойти от привычных абажуров, плафонов. Наряду с лампочками используется мягкое контурное и поверхностное освещение, способное повторять самые причудливые изгибы конструкций, создавать уникальные светящиеся объемы.
Как следствие популярности в дизайне интерьеров стилей техно, лофт и минимализм появились коллекции светильников графичных форм. Светящиеся концентрические круги, эллипсы, рамки, свисающие с потолка или прикрепленные к стене, отличаются визуальной легкостью и простотой. Фантазийные светильники служат украшением популярных ныне эклектичных интерьеров.
СЕГОДНЯ «В ТРЕНДЕ»
Светильник — арт-объект. Светильники все чаще претендуют на роль произведений искусства. Дизайн в сочетании с технологиями и традиционным ремеслом стеклодувов дает жизнь штучным товарам, вдохновляющим своей неординарностью. Разница между штампованной стеклянной колбой-абажуром и созданной вручную огромна, примерно такая же, как между творением художника и отпечатанной репродукцией.
Идеи светильников, светильники из дерева своими руками вы можете посмотреть здесь.
Огромные торшеры. Напольные светильники становятся крупнее и приобретают скульптурные формы. Тенденция отчасти поддерживает модное увлечение демонстрировать свой интерьер в соцсетях. Для этого делается так называемая акцентная стена с фотографиями, картинами, а рядом кресло и дизайнерский светильник.
Модульность и повторы. Популярны «колонии» из миниатюрных одинаковых плафонов, наполняющих пространство мягким рассеянным светом. Коллекции фантазийных абажуров часто строятся на многократном повторении какой-либо формы, представленной разными размерами.
LED (Light Emitting Diode). Светоизлучающие диоды выпускают как традиционных для бытовых лампочек грушевидной формы или формы свечи, так и в виде линейных ламп, гибких лент и панелей. Ленты можно монтировать по контуру предметов интерьера или архитектурных элементов (ниш, колонн и т. п.), добиваясь выразительных эффектов, например эффекта «парения». Панели интересны тем, что создают ровное освещение на больших площадях. Ну а светодиодные «груши» и «свечи» востребованы в классических люстрах и бра.
ПРАВИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Еще один тренд — создание нескольких сценариев освещения. Количество сценариев, сколько для их реализации нужно светильников, во многом определяется функциями помещения, особенностями его зонирования.
Обязательно должен быть общий свет. В качестве его источника могут выступать: традиционный центральный потолочный светильник, несколько накладных или встроенных потолочных, карнизная подсветка. Кроме того, каждая из зон требует индивидуальной подсветки — здесь возможны любые варианты в зависимости от интерьерного стиля и личных предпочтений. Однако стоит иметь в виду, что конструктивные особенности светильников, такие как степень прозрачности плафонов и возможность регулировки их положения, могут сильно влиять на качество освещения.
Как организовать наружное освещение для загородного дома смотрите здесь: https://www.umeltsi.ru/hitrochi/4944-naruzhnoe-osveschenie.html
НУЖНА ЛИ ЛЮСТРА?
Не спешите с выводами. Необходимость в традиционном центральном светильнике на потолке определяют обстоятельства. Во-первых, стиль. Классический и неоклассический интерьер, как правило, симметричен, и центральная люстра поддерживает композицию. Собственно, многие исторические стили, такие как ар деко, мид сенчури модерн, старый московский стиль, шебби-шик, прованс, предполагают люстру в центре потолка.
Современные интерьерные течения предоставляют больше свобод. Потолочных светильников может быть несколько, самых разных (и не по центру!) — встроенных, накладных, на подвесах... А может и не быть вовсе. Настенные, напольные осветительные приборы и карнизная подсветка вполне справляются с задачей полноценного освещения.
Во-вторых, играет роль высота потолка. Очевидно, при низком потолке стоит отказаться от люстры в пользу иных светильников. Функциональность также принимается во внимание. В маленькой спальне, например, подвес над кроватью будет создавать психологический дискомфорт.
СТЕКЛО, ХРУСТАЛЬ ИЛИ ПЛАСТИК?
И снова не торопитесь с выводами. Да, пластик в сегменте «Эконом» может выглядеть фальшивкой, заметно уступающей по всем пунктам звонкому, термостойкому, пожаробезопасному (то есть практически безупречному) стеклу.
Но пластиковый светильник в сегменте «Премиум», да еще от именитого дизайнера, стоит дороже иного хрусталя и при этом — хорошая инвестиция.
Да, хрусталь — символ благополучия по-советски. Но настоящая богемская люстра — отнюдь не «пережиток прошлого», а беспроигрышный вариант для создания классического антуража. Хорошо сохранившиеся винтажные и качественные новые светильники с хрустальными подвесами сегодня в цене. Впрочем, грани из прозрачного пластика тоже весьма интересно играют в лучах света и, к примеру, в детской комнате пластик предпочтительнее...
На заметку. В эклектичном интерьере люстра может стать контрастным акцентом, арт-объектом, дополняющим и украшающим обстановку. В тесном помещении (маленькой площади или переполненном мебелью) торшеру стоит предпочесть бра — на уровне чуть выше глаз. Хотя торшер отличается мобильностью и потому более универсален.
ГРАНИ ПРОЗРАЧНОГО
И все-таки пластик хорош тогда, когда гордо заявляет о своей природе, и там, где это уместно — в современных лофт-интерьерах, стилях техно, поп-арт, диско, хай-тек... Даже модерн его в принципе приемлет. А вот кантри, этно- и экостилям, колониальному откровенная «искусственность» чужда, а имитация стекла воспринимается здесь как «дешевка».
Стекло же — материал для светильников универсальный. Ему можно придать любую форму, любой оттенок, любую степень прозрачности, а стало быть, выполнить изделие в любом стиле. Различные техники декорирования позволяют добиваться удивительных эффектов. Например, кракелюры — будто бы естественные трещинки, вкрапления пузырьков воздуха — образуются в результате резкого охлаждения раскаленной стеклянной формы и не влияют на прочностные характеристики. А когда в расплавленную стекломассу добавляют металлический порошок, на поверхности после застывания формы получаются мириады сияющих звездочек... Кстати, хрусталь — это ведь тоже стекло, с добавкой в массе оксида свинца или бария, которые делают материал прочнее и прозрачнее.
Советы специалистов
Как рассчитать количество лампочек? В маркировке каждой лампы указано значение ее светового потока, который измеряется в люменах. Рекомендуемое значение освещенности — 300 Люкс, и 1 Люкс = 1 Люмен/м2. Так что, теоретически, подсчитать просто. Однако освещенность является характеристикой каждой точки пространства, с удалением от источника света его световой поток рассеивается по площади все больше. Поэтому так важна дополнительная подсветка зон.
МУРАНСКИЕ ТРАДИЦИИ
Хрупкость — единственный недостаток стекла и одно из его множества достоинств, придает изделиям особый шарм. Мастерство стеклодувов восхищает и передается по наследству как семейное достояние.
«Стеклянные» традиции насчитывают столетия, например традиции острова Мурано, близгорода Венеция. Эксклюзивные вещицы и светильники из цветного муранского стекла знамениты на весь мир и, кажется, не выходили из моды. Каждое такое изделие неповторимо хотя бы потому, что создано вручную. Особые методы очистки придают стеклянной массе уникальную прозрачность, а свои рецептуры натуральных красителей — удивительные переливы цвета. Изделия часто делают многокомпонентными, и если внимательно смотреть, то заметен голографический эффект от вкрапленного декора.
Вот здесь, подробно описано как осветить сад и садовые скульптупы.
Высокая стоимость и безупречная репутация стекла от муранских стеклодувов породили массу подделок. Поэтому имеет смысл удостовериться в наличии не только впаянного в массу клейма Murano Glass, но и документов, подтверждающих официальные отношения фабрики с продавцом товара.