Парламент седьмого созыва избрал спикера и обсудил кандидатуры вице-спикеров в первый день сессии. Действо оказалось, с одной стороны, наискучнейшим, с другой - выявило, сколь нивелирует власть политические силы, делая их похожими одна на другую.
ПОМНИТСЯ, В МАРТЕ 2018-го ВО ВРЕМЯ ИЗБРАНИЯ ДЕПУТАТА ОТ ФРАКЦИИ РПА ГЕВОРКА КОСТАНЯНА председателем постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам и защите прав человека в его адрес некоторые республиканцы, представляя кандидата, пели ему дифирамбы. Их речи скорее смахивали на тосты, от слащавости которых даже подташнивало. Оппозиционный тогда Никол Пашинян раскритиковал республиканцев, заявив: "С этой трибуны заявляют, что Геворк Костанян - кладезь мудрости, солнце нашей юриспруденции, а я думал, увижу Геворка Костаняна и скажу, что, когда слышал это, хотелось вместо тебя сквозь землю провалиться. Разве нормальный человек может петь подобные дифирамбы в адрес другого? Что происходит? Это просто позор, разве нормальный человек может выслушивать подобные хвалебные речи в свой адрес?"
14 января 2019-го аналогичные елейные речи с подобострастием лились из уст новоизбранных молоденьких депутатов партии власти в адрес кандидатов в спикеры Арарата Мирзояна, вице-спикеров Алена Симоняна и Лены Назарян. И все они с удовольствием выслушивали это заискивание, и никому из них - и тем, кто говорил, и тем, кто все это выслушивал, абсолютно не хотелось провалиться сквозь землю. И если эти трое и сотоварищи не впервые словом и действием опровергают сами же себя, то тех, молодых, которые, только шагнув в политику, оказались сразу в депутатском кресле, хочется спросить: где вы научились такой медово-приторной лести, когда успели? Вам самим не стыдно за подобное лизоблюдство?.. Вот уж действительно партии власти, будь то АОД, РПА или ГД, со временем начинают походить друга на друга. Или, как сказал недавно один из наших коллег, какая бы партия ни была у власти, в конце поучается АОД. Просто "шагающие" в этом плане не "эволюционировали", пришли к этому не постепенно, а как-то в раз.
Примечательно, что оппозиционные кандидаты и их фракции избежали позора лизоблюдства. Зато не смогли избежать недостойной, нередко выходящей за рамки политической и переходящей на личности борьбы за кресло вице-спикера. Но прежде о выборах спикера Арарата Мирзояна, которому оппозиция, по выражению руководителя фракции "Светлая Армения", выдала кредит доверия. За него проголосовало 131 из 132 депутатов.
В "СТАРОЙ" АРМЕНИИ, ИЗБИРАЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ ДОЛЖНОСТЬ, спрашивали мнение кандидата о наличии в стране политзаключенных, об отношении к делу "1 марта". Теперь, когда оппозиция пришла к власти, в "новой" Армении вопросы несколько изменились, но отнюдь не перестали быть лакмусовой бумажкой, этаким показателем, уж простите за оксюморон, политической порядочности.
Регламент НС не позволяет парламентской оппозиции быть самостоятельной, для выступления с той или инициативой оппозиционные фракции находятся в зависимости от политического большинства, надеясь на благосклонность. Как Арарат Мирзоян относится к этому, поинтересовался руководитель фракции "Светлая Армения" Эдмон Марукян у ныне представляющего власть бывшего коллеги по фракции и оппозиционному лагерю. Из ответа теперь уже спикера НС Мирзояна выяснилось, что отношение к расширению возможностей оппозиции уже не столь однозначное, как было раньше во времена РПА. По его словам, когда говорят о повышении роли фракций, каждый случай следует обсуждать по отдельности. Мол, когда будет конкретное предложение, тогда и обсудим.
Готов ли Мирзоян сделать шаги с тем, чтобы отказаться от "составляющей основу авторитаризма суперпремьерской системы и постепенно перевести страну в русло парламентского управления", был следующий вопрос Марукяна. То, что такого желания у Мирзояна нет, он заявлял и ранее. Но объяснение его нынешней позиции поражает своим цинизмом: "Мы исходим из того, что определенные вещи обусловлены личностями. Если раньше это могло быть использовано во зло, теперь будет использовано на благо народа". На что Марукян весьма справедливо заметил, что в связи с суперпремьерством нужны институциональные решения, а не надежда на то, что царь окажется добрым.
С НИМ ТРУДНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ, что добрый Пашинян уже продемонстрировал во время столичных выборов в сентябре, каким злым царем он может быть, приказав силовикам укладывать людей на асфальт. И где, собственно, гарантии, что в какой-то момент пусть даже очень добрый царь устоит перед соблазном использовать силовиков в личных целях? Кто сказал, что раньше единоличное управление могло быть использовано только во зло, а теперь - исключительно на благо народа? И насколько морально подменять институциональные решения, за которые раньше ратовали Мирзоян и товарищи, честным словом?
Примечательно также отношение Мирзояна к созданным прежним парламентом ВДК - по газу и по скандальной прослушке разговора руководителей СНБ, ССС и премьера. Временная депутатская комиссия по газу, согласно Мирзояну, должна возобновить свою работу. А вот по скандальной прослушке вряд ли, мол, в этом вопросе есть оговорки. Тут, как говорится, без комментариев. Только напомним, что в декабре министр юстиции Артак Зейналян советовал журналистам не углубляться в содержание записи и вообще воздержаться от обсуждения этого вопроса, чтобы не идти на поводу у злоумышленников.
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"