Ереванцы обратили внимание на то, что в столице прибавилось число индусов. Эта тема активно обсуждается. Причем, что интересно, как-то внезапно больше индусов стало за последние несколько месяцев.
ЕСЛИ ОБРАТИТЬСЯ К СТАТДАННЫМ, ТО ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, что на протяжении последних 3 лет количество прибывающих в Армению для учебы или работы граждан Индии не особо менялось. Так, в 2015-м их было 1092, из которых 717 составляли студенты, воссоединился с семьями 21, 354 человека находились в Армении в связи с работой. В 2016 году картина существенно не менялась. Общее число граждан Индии, находившихся в Армении, составило 1042 человека, студентов - 510, воссоединившихся с семьями - 35, приехавших по работе - 354. В 2017 году наблюдался спад: общее число - 872, студентов - 606, воссоединился с семьями - 41, работали - 224. В прошлом году по итогам 6 месяцев, с января по июнь, общее число - 1054, студентов - 749, воссоединившихся с семьями - 43, работников - 262. Сколько человек прибыло из Индии в Армению начиная с июля прошлого года и по сей день, неизвестно. Но то, что их стало значительно больше за, повторимся, последние несколько месяцев, очевидно. Может, студентов прибыло больше? Или больше стали приезжать на работу?
"Я помню, несколько месяцев читал публикацию о том, что некий работодатель, сам из Индии, привозит в Армению своих соотечественников, эксплуатирует их в формате "рабского труда", и полиция занимается этим вопросом, - говорит в беседе с корр. "ГА" социолог Самвел Манукян. - Конечно, не будем обобщать, дескать, со всеми вновь прибывшими так. Но это сигнал, свидетельствующий о том, что в Армении нечто подобное уже есть. Как, скажем, кто-то из армян уезжает в Россию, там находит дело, потом возвращается на родину, набирает здесь бригаду - наемную рабочую силу, которая потом на обговоренных работодателем условиях трудится в России. Если мы говорим о гражданах Индии, находящихся в Армении, то, учитывая, как много их уже приехало буквально за несколько месяцев, это уже проблема..."
Почему? По словам Манукяна, если начинается подобный миграционный процесс, связанный именно не со студентами, а с наемными работниками, то достаточно посмотреть, с какими проблемами столкнулась Европа, где процесс перехлестнул через край и справиться с ним уже невозможно.
"НЕ НАДО ДОВОДИТЬ ПРОБЛЕМУ ДО КОНФЛИКТНОГО УРОВНЯ, ДО УРОВНЯ, когда решать ее уже будет чрезвычайно сложно, а потом начать действовать. Проблему нужно понять и решать, когда уже есть сигналы, - продолжает Манукян. - И нам надо думать об этом сегодня. Оставим в стороне межкультурные, межэтнические факторы и т.д. Возьмем другой срез. По какой причине индусы приезжают работать в Армении при том, что уровень безработицы у нас составляет 18-20%? Какую работу они выполняют? Ответ очевиден: ту, которую местное население за те деньги, которые ему предлагают, отказывается выполнять. Вспомним, что говорил недавно Никол Пашинян: в Армении есть рабочие места, но люди не хотят идти работать. Почему не хотят? Потому что в общественном восприятии есть определенные стандарты, когда человек понимает, что ту или иную работу он просто не согласится делать за, скажем, 50 тысяч драмов в месяц. Потому что объективно за нее надо платить хотя бы вдвое больше..."
Но ведь кто-то должен ее выполнять. А сущность либерального капитализма такова: если я как работодатель оценил труд, скажем, в 20 тысяч драмов, а вы не хотите работать за такую маленькую сумму, я откуда-то привезу эту рабочую силу. В Европе в 60-е годы прошлого столетия именно так начался приток мигрантов - арабов, турок, курдов, африканцев. В 90-х там же прошла вторая волна, а сегодня мы наблюдаем третью. И европейцы жалуются, дескать, вы привозите дешевую рабочую силу извне, эти люди заполняют рабочие места, тогда как уровень безработицы среди коренного населения растет.
"Нам нужно, чтобы подобные проблемы появились у нас? - говорит С.Манукян. - Понятно, что здесь работодатели идут по проторенной дорожке - мол, не хотите работать за мизерную зарплату, мы найдем тех, кто захочет. При этом наши аналитики должны понимать, что происходит, исследуя миграционные процессы, их закономерности в контексте закономерностей, присущих капитализму во всем мире, в регионе и потом уже в Армении, в Ереване и т.д. Иначе мы не только не будем осознавать текущие процессы, но и не сможем своевременно на них реагировать и предлагать адекватные решения".
А ВОТ ТОЧКА ЗРЕНИЯ С ДРУГОГО РАКУРСА...
"То, что внезапное резкое увеличение численности индийцев, филиппинцев, бангладешцев (возможно, и других представителей азиатских стран) на улицах Еревана остро воспринимается армянской общественностью, имеет свое объяснение, - говорит доктор политических наук Армен Айвазян. - Профессиональные грантоеды и по совместительству ультралибералы от власти, навешивая ярлыки расизма и ксенофобии против всех, кто выражает беспокойство по данному вопросу, "забывают" про нашу чрезвычайную стратегическую уязвимость. Забывают, что армянская нация и армянское государство находятся на грани выживания, в пограничной ситуации "быть или не быть"! Армяне - народ-изгнанник! Две трети армян живет в зарубежных странах, где они подвержены каждодневному и неминуемому процессу аккультурации и ассимиляции..."
По словам А.Айвазяна, за последние три десятилетия Армению покинуло приблизительно полтора миллиона армян, из них около 400 тысяч - за последнее десятилетие.
"Мы - находящийся под угрозой исчезновения этноса! Армения живет в условиях продолжающейся деарменизации и необъявленной войны. Большая война с Азербайджаном может разразиться в любой момент. А какими катастрофическими последствиями на этом фоне грозит нам неконтролируемый наплыв иммигрантов (многие из которых, кстати, являются мусульманами), может быть невдомек только дураку с промытыми мозгами или без них, или же, что еще хуже, проплаченному агенту влияния", - констатирует Айвазян.
Возникают законные вопросы, считает политолог: если индийские, филиппинские и другие иммигранты-азиаты в состоянии открывать здесь рестораны, парикмахерские, другие заведения малого и среднего бизнеса, то почему же не делается все, чтобы тем же самым предпринимательством занимались в Армении армяне диаспоры, добрая часть которых - вчерашние наши сограждане, владеющие армянским языком и знакомые с бытом и традициями страны несравненно лучше иностранцев? Иммиграция тысяч азиатов наглядно показала, что репатриация наших соотечественников не только возможна, но и необходима. В Армении уже сейчас есть экономическая ниша для репатриации десятков тысяч армян. Следует лишь взяться за ее организацию на государственном уровне.
"Но на поверку оказалось, что Никол Пашинян, в начале своего премьерства клявшийся организовать массовую репатриацию, не только забыл о своих обещаниях, но и ликвидировал то единственное госучреждение, которое должно было этим заняться: Министерство диаспоры, - продолжает А.Айвазян. - В эпоху правления республиканцев это министерство было бутафорией, призванной кооптировать как можно большее число диаспорской элиты раздачей девальвированных медалей и фотосессий с мадам министром. Потому что республиканцы не ставили своей целью репатриацию. Но что же помешало новой власти переформатировать это министерство в Министерство абсорбции армянских репатриантов, ясно и коротко назвав его Министерством репатриации?
Хочу лишь напомнить тем, кто живет в либеральных облаках, что Армения - это страна армян, страна армянского языка, армянской культуры и армянской цивилизации. Наша цель - построение национального государства. А для этого необходимо вначале вернуть в Армению сотни тысяч наших соотечественников (возможности для этого есть!) и только потом, после укрепления нашей демографической безопасности, с открытыми объятиями приглашать в страну иностранцев".
Зара Геворкян, "Голос Армении"